ClarnoUrticates

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2015 г. 16:15

637

5

Платонов один из лучших и самых недооценённых советских писателей. Даже сейчас очень немногие воспринимают его стиль и восхищаются его творчеством. Причин для этого несколько. Во-первых, это сложность изложения мыслей и образов. Стиль Платонова особый. Иной раз отдаёт народной поэзией, сказкой, былиной или думой, а иной, вдруг в речи появляется, какая-то канцелярская казенщина, замешанная на лозунгах и декретах. Это гремучая смесь, но придающая языку Платонова особую оригинальность, которую у никакого другого писателя найти невозможно. Во-вторых, это особенность построения сюжета. В "Чевенгуре" много персонажей и аж три истории. Этот роман составляют по сути три самостоятельных романа, которые перетекают один в другой. Первый о детстве и юности Александра Дванова. Тут можно даже увидеть полностью переосмысленные Платоновым элементы традиционного романа воспитания. Второй о путешествии Александра Дванова и Капенкина по городам и весям Русской степи времен Гражданской войны, очень напоминающий приключения Дон Кихота. И третий, это роман-утопия о Чевенгурской коммуне, в которой построили коммунизм. Такой себе мифический Китеж-град. Третья особенность творчества Платонова-- это грусть и пессимизм, которым проникнуты все его образы, все его мысли, да и весь роман в целом. Что же делать, если человек жив только когда у него есть мечта. У кого её нет, те мертвы, хотя и дышат.

Многие русские люди с усердной охотой
занимались тем, что уничтожали в себе способности и дарования
жизни: одни пили водку, другие сидели с полумертвым умом среди
дюжины своих детей, третьи уходили в поле и там что-то тщетно
воображали своей фантазией.

Но человек с мечтой, понимает, что достичь её невозможно. Да и, наверное, ненужно. Ведь вдруг случится чудо и достигнешь мечты, тогда некуда будет стремиться и опять же останешься "живым мертвецом". Все эти размышления отдают обреченным трагизмом, который разлит в каждой строке романа Платонова. Этот роман большое явление в русской и даже мировой литературе. Он намного раньше поднял те проблемы, которые после войны начнут волновать Камю, Сартра и прочих экзистенциалистов. Приобщитесь к горькой мудрости Андрея Платоновича. Правда, если у вас хватит на это мужества и сил.

Комментарии

Там очень много культурологических пластов. К примеру, в первой части ("Происхождение мастера") вполне себе шпенглеровское противопоставление культуры и цивилизации (вначале человек выходит из природы, потом становится мастером — это момент культуры, затем не машины начинают служить ему, а он машинам — цивилизация). А в последней части отражены многовековые европейские ожидания конца света и секты социалистического толка.

+1 05.10.15

Интересная мысль. В творчестве Платонова одна из главных мыслей любовь-противостояние человека и машины. Во многих его рассказах это можно найти. В "Чевенгуре" народный ремесленник Захар Павлович сначала считает, что машина выше человека.

Любые же изделия - особенно металлические, - наоборот,
существовали оживленными и даже были, по своему устройству и
силе, интересней и таинственней человека. Захар Павлович много
наслаждался одной постоянной мыслью: какой дорогой подспудная
кровная сила человека объявляется вдруг в волнующих машинах,
которые и по размеру и по смыслу больше мастеровых.


Однако когда он решает усыновить сироту Сашу Дванова и задумывается о его ( да и всех окружающих его людей) тяжелой и одинокой жизни, он разочаровывается в технике

Тот теплый туман, в котором покойно и надежно жил Захар
Павлович, сейчас был разнесен чистым ветром, и перед Захаром
Павловичем открылась беззащитная, одинокая жизнь людей, живших
голыми, без всякого обмана себя верой в помощь машин.


Платонов был философом-космистом, последователем Николая Федорова и мечтал о том, чтобы наука развивалась, в первую очередь, для "сохранения и умножения жизни на Земле". Поэтому в романе много размышлений о том, как заставить энергию Солнца или Ветра работать вместо людей. В городе Чевенгуре-- это становится идеей фикс. Есть даже "федоровские желания" воскресить с помощью науки уже умерших людей

0 05.10.15

Когда-то это была одна из моих самых любимых книг.

+1 05.10.15

Согласен. Сильная книга. Она может вызывать к себе у разных людей или любовь или глубокое неприятие. Третьего не дано. Насчет противопоставления человек-машина, хочу еще добавить. Думаю, что поклонение машине для Платонова ( "машина превыше человека") это символ Западной цивилизации. Он этой идее противопоставляет свою ("Машина должна облегчить жизнь и страдания человека"). Для этого наука должна создавать машины перерабатывающие энергию природы в энергию труда. Чтобы избавить человека от рутинного тяжелого труда и дать ему больше времени на саму жизнь и на творчество.

0 05.10.15

Честно говоря, не думаю, что символ именно западной цивилизации. Смолоду Платонов тоже очень увлекался техникой - он думал, что она преобразует мир. Мы сейчас представить не можем, какие фантастические ожидания были у людей от революции. А они были. Потрясение от радио у тогдашних людей было сильней, чем у нас от расшифрованного генома. Юный Платонов увлекался идеями Федорова. Сейчас уже не помню, тонкостей этих идей, но там было что-то с воскрешением мертвых и путшествиями по Вселенной- что-то вроде смеси религии и технического прогресса. И это у него заметно и по ранним произведениям, и по Саше Дванову.

+2 05.10.15

"Чевенгур" - не просто сильное произведение. Это один из самых значительных романов 20 века. В русской литературе с ним можно поставить только "Тихий Дон" - Будгаков, Набоков и прочие просто отдыхают. Для меня, кстати, это веский аргумент против утверждения, что вот революция подорвала генофонд нации. Аристократ Набоков в литературной табели о рангах стоит ниже рабочего Платонова.

+2 05.10.15

Да, забыл, что Вы уже Федорова упомянули.

+1 05.10.15