Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 апреля 2025 г. 20:37

81

5 Бывает свои хуже врагов.

«Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других - другая. Поэтому у каждого времени свои герои.» Василь Быков «Обелиск»

Нравственный выбор в экстремальных условиях. Кажется, что это банально звучит и банально в принципе - потому как, ну сколько можно об этом самом нравственном выборе читать, писать, снимать, говорить. И вроде бы есть понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но знаете в чем дело, ведь действительно: «в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других – другая», потому что человек попадая в определенные жизненные условия и обстоятельства, может поступать, думать и говорить совершенно в не свойственных ему убеждениях. Оттого и так многогранна и интересна эта самая тема нравственного выбора, особенно, когда человек поставлен в экстремальные условия, которые противоречат самой жажде жизни и человек находится каждую секунду на грани жизни и смерти. Именно поэтому я так люблю каждую книгу Василя Быкова. Именно за то, что, с одной стороны это, безусловно, книги о войне, об оккупации, о партизанах, а с другой стороны всегда, просто всегда в центре - Человек. И то как человек поступает на войне, как он умеет дружить, отдавать жизнь за родину, за близких, за товарищей, за любимых, как он проявляется не в мирной жизни, а в ситуациях, когда от слова или поступка зависит жизнь других людей. Но важно еще и то по какой причине человек предает, потому что за каждым предательством скрывается мотив — страх, выгода, малодушие, жажда жить, трусость и т.д. Важно то, какие оправдания находит для своего поступка предатель. И в каждой своей книге Быков исследует нравственные категории, подводя героев к некой точке отсчета предательства и совести.

В повести «Пойти и не вернуться» в принципе дается банальная завязка: юную партизанку Зоську отправляют с заданием, о котором знает только она и руководство. Зоське восемнадцать. Она совсем еще юная девчонка, которой впору бы бегать на танцы, на свидания, любить, учиться, но на белорусскую землю пришла война и юная девчонка ушла в партизаны. И вот задание, ответственное, от которого зависят жизни ушедших ранее партизан. В самом начале повести Зоська такая немного недотепистая, наивная и кажется, что ну зачем ее отправили на задание, да еще зимой, идти через белорусские леса, переправляться через речушки и ручьи, да ещё она и заблудилась, а, убегая от преследователя провалилась с ледяную реку. И тебе кажется, что ну какая же недотепа, ну как ее вообще отправили на задание, неужели не видели какая она наивная, что в лесу плохо ориентируется, ну погибнет девка или в плен попадет к полицаям или немцам. А тут еще и преследователь оказывается партизан из отряда Зоськи к которому она испытывает вполне себе романтические чувства, и в какой-то момент кажется, что спасший ее из речки Антон и вызвавшийся проводить до пункта назначения, настоящий герой и даже его приставания к Зоське почти прощаешь — война же, могут просто не успеть налюбиться. Он ведет Зоську сквозь зимний лес, мимо поселков где полицаи. Кажется, что оберегая и защищая. Он же партизан. Герой же. Но Быков очень точно и дозированно дает зацепки, по которым ты начинаешь к нему внимательнее присматриваться: наличие оружия, его странные размышления о немцах, его сомнения что будет если Сталинград немцы возьмут, что тогда делать. И затем его поведение в отношении Зоськи становится безобразным. Причем, не только физически, он постоянно говорит о том, что она бестолковая, что ее верность принципам и родине — это пропаганда. Что о себе надо думать, а не о ком-то еще. А для Зоськи эта война и партизанский отряд, ее задание — это возможность внести свой вклад в борьбу с немцами и полицаями, приближая победу. Это ее нравственные ориентиры — не предай, служи ближнему, то, на чем она стоит, то, что дает ей силы.

«Зоська смолчала. Сила — это конечно; она знала, видела и чувствовала эту силу. И как сладить с ней, с этой силой, захватившей половину России, как вернуть всё обратно — этого она не могла себе представить. Зато она отчётливо чувствовала, что в этой войне, кроме как выстоять и победить, другого выхода нет. Иначе не стоит и жить, лучше сразу головой в прорву, чтобы не обманывать себя и не мучиться»

Ты читаешь и думаешь о том, куда это все приведет, куда зайдут эти двое. Потому что вроде как и конфликта острого нет, ну наивная девочка-партизанка и скользковатый парень, который использует ее в своих целях. И в какой-то момент Быков ломает линию повествования — они до этой точки шли параллельно, — сталкивая Зоську и Антона в остром конфликте, так как проходя мимо усадьбы заброшенной, на дороге Антон слышит разговор полицаев: Сталинград взяли. И для него становится очевидным, все — дальнейшие сопротивление и борьба бессмысленны и нужно как-то устраиваться в новых условиях, чтобы сохранить свою шкуру. И он предлагает Зоське идти в то самое село, куда она шла на задание, но обратиться к его знакомцу, он сейчас там полицай. И в этой точке, где Зоська не может поверить в то, что услышала, с ее вопроса: Ты же пошутил, правда? - начинается движение в разных направлениях. Линия Зоськи идет вверх, и ты понимаешь сколько силы в этой девочке, преданности своему делу, родной земле, любви и добра по отношению к хуторским жителям, укрывшим их с Антоном или милосердия предавшему ее Антону. А линия Антона резко идет вниз. И не только потому что малодушие в нем сыграло злую шутку, а в том, что, когда он узнает, что Сталинград выстоял и наша армия погнала немцев прочь, внезапно меняет свое решение и просит Зоську молчать и не выдавать его перед партизанами. Его метания, его желание пристроиться повыгоднее у тех, кто на данный момент выигрывает, вызывает чувство омерзения. А Зоська в этот момент для него становится ожившей совестью.

Страшная и сильная книга. Страшная именно тем, что чего ждать от врага ты понимаешь и можешь защититься, а когда предают свои, которым доверял, любил, которые внезапно становятся хуже врагов, то это так больно и страшно. Когда слабая и наивная девочка, приобретает черты святой, потому что нравственная чистота и верность долгу, умение прощать, быть милосердной даже к тому, кто предает, делают ее почти евангельской фигурой. И именно это делает книгу сильной.
Те самые евангельские вопросы о предательстве:
Отдать свою жизнь, пытаясь спасти чужие жизни?
Или выжить ценою чужих жизней?
Думаете легко на них ответить и нравственный выбор очевиден? А как будет в экстремальных условиях?

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!