JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

19 марта 2015 г. 23:25

625

5

Некоторые книги пострашнее всяких ужастиков. От некоторых книг бежит холодок вдоль позвоночника. К некоторым книгам страшно даже прикасаться, не дай бог. Но и вечно прятать голову в песок невозможно, не лучше ли взглянуть своим фобиям и страхам в лицо? Насмотревшись на некоторые случаи по разным больницам и у разных родственников, для меня страшнее рака зверя нет. Если уходить - так с достоинством, а не потеряв разум и достоинство в боли, воплях и криках, так ведь и этого в нашей стране, и кажется, и во всем мире, нет. Не страшно разве от мысли, что твоя жизнь может окончиться в жутких мучениях из-за одной взбесившейся клетки? Не страшно разве от мысли, что некоторое количество раковых клеток образуется в организме ежедневно, но подавляется иммунитетом? Это я к тому веду, каким испытанием мне представлялась эта книга.

Но здесь, в этой книге, этот зверь такой будничный, такой обыденный, что почти даже нестрашный. А ведь дремлет, зараза, в каждом дремлет. Любой - бац, и за этой чертой, разделяющей нормальную жизнь и жизнь с болезнью. Возможно, кто-то скажет, что нет такой черты, этот кто-то не прав. Она есть и четко ощущается. И Солженицын ее четко проводит. Между Костоглодовым и исцеленным Ахмаджаном - пропасть в одну опухоль.

Книга построена как больничная панорама с постоянно и непрерывно смещающимся фокусом от одного больного к другому, от мерзкого, тошнотного Рысанова, специалиста по доносчикам, его жену в котиковой шубе, занимающей три места больничной скамьи, на мрачного, но очень человечного Костоглодова с таким понятным желанием разобраться в болезни, разобраться в себе, лично мне очень близко его отношение, знать как тебя лечат и что каким методом в тебе убивают, а молчание врачей, иногда и откровенная ложь о диагнозе - это как вообще? Это спорный вопрос, поддерживать ли надежду в терминальном больном, и я не знаю на него ответ. Каждому свое.

Еще много разных историй о разных людях рассказал Солженицын, его интересуют люди, это видно, лагерная привычка, как можно ближе узнавать людей, как он и сам подтверждает, вложив слова о привычке в реплику Костоглотова. Не забыл автор и про врачей, и про санитарок, отдельно пройдясь шипами по теме послевоенного женского существования. Было обидно, было больно читать про этих одиноких женщин:

И осталась Вера одна. Не одна, конечно, не единственная, а - из миллионов одна. <...> И все эти женщины одинокие - они все были ее ровесницы. Десять возрастов подряд. Ровесницы тех, кто лег на войне.

Война, Сталин, культ личности и 37й, лагеря, вечные ссылки, НКВД - все это тоже есть, все это аллюзиями закамуфлировано в одну большую раковую опухоль на теле страны. Прорастает, дает метастазы в мозг, в печень и даже в сердце. А лечение... а что лечение, принять ударную дозу не менее вредного рентгена. Минус на минус плюс? И вообще не факт, что врач-рентгенолог не помрет от лучевой болезни прежде больного. Это и сегодня все так же.

Страшная, больная книга, задевающая.

Спасибо за совет dear_bean . Наташ, не помню, когда и где ты советовала, но записано так, стало быть так и есть))
Читала вместе с Костей trounin . Ну вот как-то так, опять не сошлись. (( Где тебе медицинские байки, мне характеры.

Комментарии

Вообще рецензии не плюсуются( страница обновляется и оценки +1 как не бывало((

+1 19.03.15

Веселое дополнение к обновлениям.

+1 19.03.15

плюсики вернулись ))

+1 20.03.15

Комментарии не плюсуются тоже.

+1 19.03.15

Надеюсь, что наши плюсы остануться в памяти и потом всё увеличится.

+2 20.03.15

И я тебя плюсую)) Отличная рецензия.

+1 20.03.15

Спасибо, Ксюш )

0 20.03.15

Я не читала книгу и не знаю буду ли когда-нибудь...

В студенческую бытность я подрабатывала в онкологической больнице санитаркой, в отделении химиотерапии. В людях до последнего теплелась надежда. За полгода пока я там была кто-то поступал повторно на курс лечение, а о многих доходило, что человека уже нет. И так срашно, что болезнь не щадит никого.

+1 20.03.15

Зачем тебе ее читать, ты все и так уже видела.
Оль, а ты врач?

Ужасная болезнь. Онкологам нужно обрастать невероятной коркой снаружи (

+1 20.03.15

Вчера подумала, а ведь некоторых пациентов из того времени я до сих пор очень помню.

Нет, Юль, я не врач. Могла им стать, но не захотела. Училась в медицинском три года и ушла. Тогда казалось, что мне трудно переносить всё это душевно. Потому как вместе с учёбой работала и видела всё с самого начала, да и самой "посчастливилось" несколько раз в больнице полежать. Сейчас, понимаю, что закалилась бы и даже иногда жалею, что тогда так радикально изменила себе, уйдя из медицины в педагогику

+1 20.03.15

Сильна, мать. Меня после больницы в одной палате с раковыми детьми можно было в тряпку выкручивать.
Педагогика - тоже тяжелая для нервов работа, хотя несколько в другом плане, нужен сильный характер. У меня семья потомственных педагогов, но того характера у меня нет.

+2 20.03.15

он же и сам болел, поэтому знал о чём пишет...
а сегодня я узнала, что у моей знакомой умер отец, у него был рак лёгких...

+1 20.03.15

Я так поняла, он себя и вывел в лице Костоглодова.
У меня дед умер от рака легких, и это было страшно (

+1 20.03.15

А я больше всего на свете боюсь туберкулёза :((

+1 20.03.15

Перед глазами не маячит, поэтому, наверное, не слишком боюсь.

0 20.03.15

Юль, а с литературной точки зрения как тебе Солженицын?

+1 20.03.15

Мне не очень подошел стиль, какой-то вкрадчивый и мягкий, много уменьшительных прилагательных. Но я решила не снижать баллы из-за высокой эмоциональной окраски.
И понравилась композиция книги, она ему удалась на мой взгляд. Один непрерывный честный взгляд на все вокруг, без монтажа.

0 20.03.15

спасибо Юль. У меня вот в школе с Солженицыным была не любовь(( не знаю даже как сейчас бы его воспиняла

+1 20.03.15

А что ты читала в школе? И чем тебе не нравился?

0 20.03.15

А Архипелаг ГУЛАГ я еле-еле читала, но так и оставила пока...

0 20.03.15

Он теперь в планах, но не ближних.

0 20.03.15

Один день...и еще что-то...
Тяжко мне. Продираюсь прям через его прозу.очень медленно

0 20.03.15

:) А мне на удивление легко дался... а вот с Достоевским как раз наоборот )

+1 21.03.15

просто тебе важнее эмоциональный фон книги

+1 20.03.15

Спасибо тебе за рецензию, Юль!

Да, невероятная книга!!

+1 20.03.15

Не за что. Тебе спасибо за совет, еще раз.

0 20.03.15

Юля, спасибо! Я всегда боялась этой книги, именно поэтому

Насмотревшись на некоторые случаи по разным больницам и у разных родственников, для меня страшнее рака зверя нет

Но теперь думаю, настроюсь и прочитаю.

+1 20.03.15

В книге нет страха перед болью, может быть, поэтому.

0 20.03.15

Может быть.
Но всё равно для такой книги нужно набраться смелости. Боюсь, что она разбередит раны. Попробую.

+1 20.03.15

Меня только одна история до слез (( Асина. Кому она там теперь нужна в 17 лет и без груди, очень жалко было. Остальные не так затронули, может, наоборот, трагедии из реальности привили иммунитет, и книжные трагедии не так воспринимаются.

+1 20.03.15
может, наоборот, трагедии из реальности привили иммунитет, и книжные трагедии не так воспринимаются.

Скорее всего так и есть.
Я Солженицына ещё не читала. Вот и будет знакомство.

+1 20.03.15

У меня тоже знакомство было ) Удачное )

+1 20.03.15

Тоже буду обязательно читать, но позже.

+1 20.03.15

Имеешь представление, когда? :)

+1 20.03.15

Неа)) Ну может летом))

0 20.03.15