red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2024 г. 08:58

403

5 Место для шага вперед

В «Севкабеле» идет ужасно мультимедийная выставка о Цое. Там, ближе к концу, в закутке, на стене висят копии факсов от Уильяма Гибсона Рашиду Нугманову с драфтами диалогов для несостоявшегося фильма в жанре киберпанк с Виктором Робертовичем в главной роли. Ох уж эти краткие годы Перестройки, когда все казалось возможным и даже что-то реализовалось, чтобы потом опасть и посереть. Гибсон, возможно, и не был до конца серьезен, ведь параллельно с легким увлечением советским он продолжал выпускать части своей трилогии киберпространства - ‘Count Zero’ (1986) и Mona Lisa Overdrive (1988). Впрочем, легкий привет и постоянный интерес к нам присутствует и во втором томе трилогии.

Здесь у Гибсона (насколько можно судить) окончательно оформился фирменный подход – повествование разбивается на тоненькие ручейки, которые ближе к финалу сольются во что-то полноводное (а то и не сольются). Лазарчук успешно использовал похожий подход, только его герои менее насыщены биософтом. Гибсон же купается в ощущениях high technology, low life (хотя его высокая технология теперь кажется иногда мило ретрофутуристичной – факсы, факсы, где вы теперь?), рисуя мир окраин мегаполисов, где идет биз, жизнь ничего не стоит, но, внезапно, может произойти что-то удивительное.

Гибсон играет в списки, здесь всего много. Готики (удивительно похожие на существовавших на рубеже столетия готов), казуалы, жокеи матрицы, вудуисты, дзайбацу и западногерманские корпорации, несметные богатства и дети с окраин. Где-то рядом сюжет, кто-то что-то ищет, кто гениального современного художника, кто убийц родственников и близких, кто богов в сети, а кто просто участвует в переходе с работы на работу, в переходе, который в мрачном мире корпораций сопровождается стрельбой и хирургическими операциями – вдруг предыдущий работодатель какой смертоносный софт или чип имплантировал в ценного сотрудника?

Здесь и появляется легкий советский или российский след. Одним из успешно поменявших работу с помощью главного героя романа был Семенов из Томска, любопытно, как они к нам попали, если в мире Гибсона была Третья мировая, которая ничем радикальным не окончилась? Но потом точки соприкосновения учащаются, будет и русский вертолет в Мексике, и Russian stuff on Mars, и даже New Soviet boy-politician Vasily Suslov в качестве героя симстим-сериала, который бесконечно смотрит мать Бобби по вечерам. То, что герои однажды распивают ледяную bottle of Moskovskaya, никого уже и не удивляет.

Мир ‘Count Zero’ связан с «Нейромантом», упоминаются и главные герои первой книги, и даже более второстепенный Финн, однако вторая книга, с одной стороны, заметно лучше написана, а с другой гораздо менее, хм, wierd, меньше мрака, имплантов и тоски. Со временем романы Гибсона будут идти по этому пути все дальше, становясь все более реалистичными, хотя в нескольких последних он, вроде бы, свернул обратно. Но все это будет потом, а пока на дворе 1986, мне год, родители мои живут у подножья Эльбруса, за океаном визионер создает мир, в котором в ходу новые йены, миром правят сверхбогачи и корпорации, выхода нет, а в Ленинграде один музыкант устраивается в кочегарку.

Комментарии

Гибсон никогда у меня не воспринимался как футуролог,у него все какие-то альтернативные 80-е выходят.

+1 04.12.24
у него все какие-то альтернативные 80-е выходят

Вот это очень меткое замечание.

0 04.12.24