1 марта 2015 г. 01:02
197
4
"Психоаналитические размышления - пища для ума предельно своеобразная"
Часть 1. Расчленение Кафки
Итак, в руках у нас психоанализ произведений, а если точнее, героев произведений Франца Кафки.
Речь пойдёт о произведениях: "Замок", "Мастер пост-арта", "В исправительной колонии", "Превращение", "Певица Жозефина, или Мышиный народ", "Маленькая женщина", "Нора".
Сразу отмечу, что людям, не читавшим эти работы, но планирующим, знакомиться с "расчленением Кафки" не рекомендуется (не всё так плохо, права. А после чтения "наоборот" желания открыть "Нору" ошибочно не появится вообще)
Работа состоит из четырёх глав. В первой главе "Русский Кафка" Никита Благовещенский берётся доказать: "мало того, что Франц Кафка совершенно русский писатель, так он ещё к тому же и культовый русский писатель, и потому, несомненно, по-особому интересен русскому читателю". Да, Кафка жил в типичном бюрократическом государстве. Но что же роднило душевно Кафку с россиянами?
"Итак, почему Кафка русский, а если более конкретно - советский русский писатель?" - ставит вопрос автор и далее благополучно даёт ответы. О творческом почерке, о безродности и отчуждённости от семьи, о чувстве вины и мазохизме, аутоагрессии и нарциссизме. О тех двух измерениях Кафки, в которых живут его герои, и, похоже, жил он сам.
Вторая глава "Китеж-градд Франца Кафки. Анализ романа"Замок"" полна символики. Здесь автор предлагает рассматривать роман "Замок" с точки зрения учений Фрейда. Вот тут и скрывается неожиданность для простого читателя (не знакомого тесно с психоанализом, наверное). С этой главы кроме интересных наблюдений появляются и постоянные и не всегда очевидные отсылки к фаллическим символам, женской груди, вагине (даже так: "Нора - это универсальный символ вагины и материнского лона" - согласитесь, сложно начать читать после такой трактовки это произведение просто так).
Третья глава "Мастера пост-искусства" анализирует мир одноимённого сборника рассказов Кафки. Интересно здесь и то, что Никита Благовещенский, кроме разбора, обращает наше внимание на нечто общее между этими четырьмя рассказами. Их объединяет некое отношение к постискусству. И действительно, искусство в XX веке занималось совершенно другими вопросами, нежели в XIX, "у мастеров постискусства основной творчества стало страдание - разнообразные тревоги, несоответствие собственным фантазиям и неспособность жить в окружающем мире. "
Четвёртая глава "Психоанализ рассказа Ф.Кафки "Нора" "построена как диалог между героем и аналитиком. Реплики героя - последовательно выбранные наиболее заинтересовавшие Никиту Благовещенского как психоаналитика фрагменты текста. Как отметил сам автор в водной части: "Во всяком случае, если мои интерпретации покажутся скучными, то читатель сможет вознаградить себя за эту скуку, перечитывая фрагменты текстов Кафки (а может и вовсе читать одни лишь эти фрагменты)."
В целом, занятная вещица эта работа. Если Вы любите творчество Кафки, интересуетесь или просто психоаналитик (или как-то связаны с такими дисциплинами. Я абсолютно далека от этого), то достойно проведёте время.
Часть 2. Статьи по прикладному психоанализу
Всё верно, именно статьи, написанные Благовещенским в период 2002-2005 годов.
Хотите знать и поразмышлять о том, как Масяня (да-да, именно та самая Масяня) стала нашим другим Я, кто такие "комфорные люди" и как они связаны с романом Андрея Белого "Петербург", место поэмы "Москва-Петушки" в психотерапии XXI века, почему нам так важно сопротивляться идентичности и многое другое (не без фаллических символов, конечно. Уж как есть)? Этот сборник для Вас. Девять статей "журнального" объёма не без терминологии (но не слишком много) погрузят Вас в свою атмосферу Фрейда, Юнга, Когута и многих других.
***
"Никита не говорил банальностей. Он не брался за избитые темы. Если он садился писать, то можно было с уверенностью сказать, что данную проблему ещё никто не рассматривал именно под таким углом зрения."
(Ю.С. Довженко о Никите Благовещенском)
Итак, если Вы ещё не поняли, то аннотация вполне соответствует содержанию книги. Как и писал в своём предисловии к этому изданию В.А. Медведев, информация в этом сборнике действительно крайне своеобразная, однако, верно подмечено, что является пищей для ума. Отличный чистый и живой литературный русский язык, здоровое чувство юмора, прекрасные примеры из достойной литературы, исчерпывающие комментарии ко всем заключениям, поддержка работами многих выдающихся специалистов в области психологии. Книга вполне себе не для узкого круга читателей и ценителей.
Смотрите мультфильмы о Масяне, регрессируйте, переживайте катарсис и лечитесь!
(апрель-май 2002. Никита Благовещенский)
хотела бы обратить на эту книгу внимание читателя dear_bean по причине специфики, а ещё, о частом взгляде психоаналитика и на героев Достоевского (вот такой неожиданный поворот)
Вау, спасибо вам огромное за наводку на книгу, обязательно приму к сведению :)
Очень и очень приятно. И судя по всему, книга мне реально должна понравиться.
Добавлю в вишлист на 2015 год)