WeyFoists

Эксперт

Надо больше романтики!

5 мая 2024 г. 13:43

56

3 Спойлер

Чего у автора точно не отнять - так это фантазии, остаётся только снять шляпу и восхищённо склонить голову. Даже сейчас эпический размах событий и грандиозные картины будущего, нарисованные сто лет назад, кажутся более чем внушительными, а уж в годы создания это наверняка было что-то за гранью. Если космические сражения - то миллионными армадами, если оружие - то способное останавливать и сводить с орбит планеты, если города - то застроившие сразу всю планету, если комета - то превышающая размерами Солнце. Если гибнут жители планеты - то тоже сразу миллионами и миллиардами. Очень обстоятельно описаны города будущего, и порой от этих циклопических арок, сверкающих башен и подвешенных в воздухе прудов и парков по-настоящему захватывает дух.
Картина светлого будущего, нарисованного автором, вышла скорее пугающей - людям не нужен сон, нет ночи, не осталось дикой природы - весь мир застроен, растительность исключительно тропическая, яркая, красивая, пища тоже не нужна - есть пищетаблетки. Попади я сейчас в такое прекрасное будущее, наверное, умом тронулась. Но впечатляет полёт мысли автора.
На этом, к сожалению, заканчиваются плюсы истории и поводы для восхищения. А минусы начинаются с того, что книга просто ужасно написана, и это сложно списать на давность создания. Всё-таки образование автор наверняка получал более-менее классическое, уж точно имел представление о лучших образцах русской словесности, но знанием этим не воспользовался. В результате вся книга выглядит не как художественное произведение, а как план. Причём не столько план книги, сколько план этого самого светлого будущего: где что поставить, что именно изобрести и как использовать. Очень сухо, с очень плохими неживыми диалогами, местами с провалами в логике.
Провалы эти накапливаются под конец и там начинается уже вовсе ерунда. Первая жена главного героя драматически самоубивается, чтобы не мешать счастью с новой любовью. Главный герой - молодой и чертовски красивый главнокомандующий всей армии Земли. Новая любовь, тоже марсианка, привезённая на Землю, неделю чахнет и страдает, но вместо того, чтобы попытаться лечить или хотя бы отвезти её домой, все вокруг ахают над тем, какая бедная девочка, и через неделю она благополучно помирает, уже под конец истории и без какого-либо смысла. Вообще тут женским персонажам не везёт, и отношение к женщинам у автора какое-то не очень революционное: они все очень красивые, но, мягко говоря, тупенькие.
Под конец ещё и вдруг прилетает та самая комета. Её замечают издалека, пытаются уговорить очень благородного и ценящего жизнь юного гения использовать свою гениальную установку и отодвинуть комету в сторону, а тот смотрит в телескоп и говорит "критический момент ещё не настал" и идёт заниматься какой-то посторонней ерундой. Комета приближается к Марсу, там паника, люди гибнут миллионами, пытаясь покинуть планету, и в последний момент гений решает: пора! И за пару часов меняет траекторию полёта эпической кометы. Чего ждал, почему не решил проблему сразу? Автор о такой ерунде не задумывается.
А недалеко от кометы начинают танцевать индийские слоны, когда старый учёный признаётся молодому герою (это два главных действующих персонажа первых двух частей книги), что "Люк, я твой отец!" Чего раньше молчал - не понятно.
В общем, несмотря на полёт фантазии, статус первопроходца и революцию на Марсе, пытающую избавить народ красной планеты от гнёта местного класса угнетателей - бывших землевладельцев и потомков королей - не удивительно, что книга не снискала особой популярности даже в советское время. Но из любопытства прочитать можно - она бойкая, короткая, читается легко и местами правда впечатляет. А местами это бывает и откровенно забавно.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!