18 апреля 2024 г. 11:24

55

4

А вот эта пьеса Тикамацу напомнила мне трукрайм-подкасты, нынче очень популярные.
Если в предыдущих мещанских пьесах автора зритель знал, что концовка будет трагичной, но повествование виляло и дарило надежду на благополучный финал, то в "Самоубийстве..." рассказчик-гидаю в самом начале говорит, чем закончится любовь Кохару и Дзихэя.
Когда я пытал_ась представить себе, как проходила премьера, меня не покидало ощущение какого-то макабрического родства с людьми прошлого. Ведь произойди подобная трагедия сегодня, толпы людей будут копаться в источниках, собирать новости и снова и снова переживать чужую смерть у себя в воображении.
От самоубийства двух реальных влюблённых, на котором и основан сюжет пьесы, прошло чуть меньше двух месяцев, а на подмостках театра уже ставятся спектакли про них. И ведь народ ходит туда толпами!
Ну чем вам не тру-крайм Японии восемнадцатого века?
Да и мотивы ведь схожие - так уж устроены люди, что близость чужой смерти их развлекает и будоражит, а взаимодействие с историями о ней помогает достигнуть катарсиса, помогает проплакаться от радости того, что ты еще жив.
В общем, интересный такой момент: Тикамацу вроде писал про несчастных влюблённых, а умудрился затащить в пьесу невидимый культурный срез, рассказывающий о японских мещанах больше, чем актёры на сцене.

Про сюжет особо сказать нечего - всё довольно печально, сюрприз.
И я думал_а, что оценю эту пьесу не так высоко, как другие работы драматурга, но он опять меня удивил - добавил персонажам потайное дно и перевернул всё происходящее с ног на голову в момент, когда я меньше всего этого ожидал_а.
Порадовала сложность развернувшегося конфликта.
Сначала большинство героев показывались как люди, преследующие сугубо личные цели, но чем больше тайн раскрывалось, тем яснее становилось, что весь каст пьесы - мученики, жертвующие чуть ли не всем, чтобы сохранить своё лицо и лицо любимого им человека.

спойлер
К Дзихэюю это, конечно, относится в меньшей степени, но вот поступок Кохару, согласившейся наступить на горло своей любви, лишь бы дети Дзихэя были счастливы, меня растрогал. Но больше всех меня поразила О-Сан, жена главного героя. Не жалея себя, она делала всё, чтобы её дети были счастливы, бизнес Дзихэя шёл хорошо, а Кохару не погибла бесславной смертью. Жаль только, что Дзихэй оценил её старания слишком поздно.
свернуть

Я не принимаю японских понятий чести и долга, но меня бесконечно восхищает люди, готовые им следовать до последнего вздоха.

Отличная пьеса и ещё один пункт в список "посмотреть".

Книга прочитана в рамках игры "Собери их всех!"

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!