19 февраля 2024 г. 12:09
8K
4.5 Байки кинорежиссера: часть 1
Каким-то образом так получилось, что я не видела ни одного фильма Данелии. Не смотрела ни «Мимино», ни «Кин-дза-дза», ни «Я шагаю по Москве», ни «Осенний марафон», вообще ничего. Не специально, просто как-то так исторически сложилось. Даже фильм «Сережа» по очень зацепившей меня повести Веры Пановой, одним из режиссеров которого тоже (как неожиданно оказалось) был Георгий Данелия, я тоже до сих не собралась посмотреть, хотя в виш-листе он очень и очень давно. Планирую исправить этот «непорядок», а пока что быстрее у меня получилось добраться до его баек-воспоминаний. Это у меня часто бывает, прочитать книгу мне обычно легче, чем посмотреть фильм, до фильма я могу 10 лет добираться и в итоге так и не дойти. Поэтому, хотя, наверное, немного странно начинать знакомство с режиссером с книги, а не с киноработ, но для меня, в общем, ничего удивительного.
И должна сказать, знакомство вышло очень удачное. Я, как многим известно, вообще любитель разнообразных воспоминаний. Но никогда не знаешь, получится ли «совпасть» с автором, интересно ли будет лично тебе то, чем ему захотелось поделиться. В этом случае результат меня порадовал, слушать книгу было легко, она увлекает, заставляет улыбнуться и задуматься, серьезные вещи перемежаются юмором. Какие-то события, как сам Данелия откровенно признается, немного приукрашены или преувеличены для «красного словца», так что к ним, конечно, следует относиться именно как к байкам. Но книга хуже от этого не становится.
Георгий Данелия расскажет нам:
► Как учился на архитектора и даже успел поработать в бюро некоторое время, но в итоге стал режиссером, как изначально советовала мама.
► О работе с писателями, в частности, с Виктором Конецким, с которым его связывали особенно теплые отношения.
► О взаимодействии в киношных группах: с директорами, операторами, осветителями и т.д. И, конечно же, с актерами: у Данелии, как у многих режиссеров, были любимые актеры, которых он старался задействовать в своих фильмах как можно чаще, одним из них был Евгений Леонов, которому в книге посвящено отдельное место.
► Как заставить композитора ненавидеть тебя из-за того, что в 20-й раз просишь «поискать еще что-нибудь».
► Как вытянуть из автора слова песни к фильму, сидя на крыше непосредственно перед съемкой сцены, где эта песня должна звучать.
► Как появился жанр «лирическая комедия» (чиновники требовали объяснений, почему это комедия, если не смешно).
► Как уехать в Абхазию писать сценарий и в итоге не написать ни строчки, зато получить удар по голове.
► Как случилось, что он летел на Крайний Север в одной рубашке и без билета.
► Как белые медведи забрали у него шапку-ушанку.
► Как бюст Ленина может помешать попасть в Лувр.
Единственное, что мне было менее интересно, это его воспоминания о Тбилиси и родственниках. Обычно мне такое нравится и в подобных книгах они более чем к месту, тем более, что две родственницы Георгия Николаевича (Верико Анджапаридзе и ее дочь Софико Чиаурели) – известные актрисы, которых он тоже задействовал в своих фильмах, но лично мне было как-то не слишком любопытно читать о них, да и Грузия, по-видимому, мне не близка даже в книжном варианте, сложно сказать почему.
Зато о выборе темы для фильма, написании сценариев, прохождении всех бюрократических препонов, самих съемках и о разнообразных происшествиях и стычках во время них (начиная от дяди Васи «33 несчастья» и заканчивая тем, что нельзя снимать небо без единого облачка), о поездках на фестивали и т.д. – обо всем этом я, кажется, готова была слушать бесконечно. Поэтому оценка у книги в любом случае будет высокая.
«Безбилетный пассажир» - это первая часть воспоминаний режиссера, рассказывающая о первых нескольких его фильмах, есть еще две, до которых, думаю, я тоже в свое время дойду.
Белая сова (Новогодний календарь)
Комментарии
Вот я специально просмотрела полностью фильмографию, чтоб точно убедиться, и да - ни одного. Ну что с родителями не смотрела, это могу понять, у меня папа его не любит, а когда он что-то не любит, то и другим не дает посмотреть, будет ходить и ворчать. Но почему никогда даже случайно не попалось по ТВ, когда я его еще смотрела, и почему я не собралась посмотреть сама, хотя уже 15 лет не живу с родителями, это парадокс)
Мне не нравятся фильмы Данелии. За исключением редких моментов, они мне кажутся скучными. Они — это что называется «не моё». Совсем.
Даже фильм «Сережа» по очень зацепившей меня повести Веры Пановой
это в котором мальчик спрашивает «Дядя Петя, ты — дурак»? Фильм норм, но не восторг. Ровный, типичный для того времени.
► О работе с писателями, в частности, с Виктором Конецким, с которым его связывали особенно теплые отношения.
о, на эту тему мне Нравится история отношений творческих Рязанова и Брагинского.
► Как уехать в Абхазию писать сценарий и в итоге не написать ни строчки, зато получить удар по голове.
Тепловой, надеюсь? ))
Как белые медведи забрали у него шапку-ушанку.
но рубашку-то он отстоял!? Или нет?))
да и Грузия, по-видимому, мне не близка даже в книжном варианте, сложно сказать почему.
Идентично. Может, поэтому и смотреть его фильмы подсознательно не хочешь? А мне они не нравятся. Можно же ограничиться биографией. ))
Так как не смотрела, ничего не могу сказать на эту тему, кроме как "на вкус и цвет".
это в котором мальчик спрашивает «Дядя Петя, ты — дурак»?
Он. Я бы его смотрела именно как экранизацию понравившейся повести, с этой точки зрения интересно было. Тем более, дебютная работа режиссера, как оказалось.
Воспоминания Рязанова читала тоже, они офигенные))
Тепловой, надеюсь? ))
Не надейся)
но рубашку-то он отстоял!? Или нет?))
На рубашку они не покушались)
Может, поэтому и смотреть его фильмы подсознательно не хочешь?
Так я не только до его фильмов не могу добраться, а вообще до любых. Смотрю фильмов 5 в год, и то часто это пересмотр "Властелина колец" или подобного любимого, а не новые (для меня) вещи. В этом году пока что только новых "Мастера и Маргариту" посмотрела, а уже март идет.
А писала я, скорее, про то, что любопытно, что они в принципе мне никогда не попадались, не то, что специально посмотреть, а, например, при совместном просмотре с родственниками в детстве или типа того.
Фильмы, которые именно про Грузию, меня особо и не привлекают, в общем-то) но у него же только они.
Оказывается тоже не смотрела фильмы Данелия, хотя вроде бы много советских просмотрено в детстве и за компанию с мамой))