Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

19 февраля 2024 г. 12:09

8K

4.5 Байки кинорежиссера: часть 1

Каким-то образом так получилось, что я не видела ни одного фильма Данелии. Не смотрела ни «Мимино», ни «Кин-дза-дза», ни «Я шагаю по Москве», ни «Осенний марафон», вообще ничего. Не специально, просто как-то так исторически сложилось. Даже фильм «Сережа» по очень зацепившей меня повести Веры Пановой, одним из режиссеров которого тоже (как неожиданно оказалось) был Георгий Данелия, я тоже до сих не собралась посмотреть, хотя в виш-листе он очень и очень давно. Планирую исправить этот «непорядок», а пока что быстрее у меня получилось добраться до его баек-воспоминаний. Это у меня часто бывает, прочитать книгу мне обычно легче, чем посмотреть фильм, до фильма я могу 10 лет добираться и в итоге так и не дойти. Поэтому, хотя, наверное, немного странно начинать знакомство с режиссером с книги, а не с киноработ, но для меня, в общем, ничего удивительного.

И должна сказать, знакомство вышло очень удачное. Я, как многим известно, вообще любитель разнообразных воспоминаний. Но никогда не знаешь, получится ли «совпасть» с автором, интересно ли будет лично тебе то, чем ему захотелось поделиться. В этом случае результат меня порадовал, слушать книгу было легко, она увлекает, заставляет улыбнуться и задуматься, серьезные вещи перемежаются юмором. Какие-то события, как сам Данелия откровенно признается, немного приукрашены или преувеличены для «красного словца», так что к ним, конечно, следует относиться именно как к байкам. Но книга хуже от этого не становится.

Георгий Данелия расскажет нам:

► Как учился на архитектора и даже успел поработать в бюро некоторое время, но в итоге стал режиссером, как изначально советовала мама.

► О работе с писателями, в частности, с Виктором Конецким, с которым его связывали особенно теплые отношения.

► О взаимодействии в киношных группах: с директорами, операторами, осветителями и т.д. И, конечно же, с актерами: у Данелии, как у многих режиссеров, были любимые актеры, которых он старался задействовать в своих фильмах как можно чаще, одним из них был Евгений Леонов, которому в книге посвящено отдельное место.

► Как заставить композитора ненавидеть тебя из-за того, что в 20-й раз просишь «поискать еще что-нибудь».

► Как вытянуть из автора слова песни к фильму, сидя на крыше непосредственно перед съемкой сцены, где эта песня должна звучать.

► Как появился жанр «лирическая комедия» (чиновники требовали объяснений, почему это комедия, если не смешно).

► Как уехать в Абхазию писать сценарий и в итоге не написать ни строчки, зато получить удар по голове.

► Как случилось, что он летел на Крайний Север в одной рубашке и без билета.

► Как белые медведи забрали у него шапку-ушанку.

► Как бюст Ленина может помешать попасть в Лувр.

Единственное, что мне было менее интересно, это его воспоминания о Тбилиси и родственниках. Обычно мне такое нравится и в подобных книгах они более чем к месту, тем более, что две родственницы Георгия Николаевича (Верико Анджапаридзе и ее дочь Софико Чиаурели) – известные актрисы, которых он тоже задействовал в своих фильмах, но лично мне было как-то не слишком любопытно читать о них, да и Грузия, по-видимому, мне не близка даже в книжном варианте, сложно сказать почему.

Зато о выборе темы для фильма, написании сценариев, прохождении всех бюрократических препонов, самих съемках и о разнообразных происшествиях и стычках во время них (начиная от дяди Васи «33 несчастья» и заканчивая тем, что нельзя снимать небо без единого облачка), о поездках на фестивали и т.д. – обо всем этом я, кажется, готова была слушать бесконечно. Поэтому оценка у книги в любом случае будет высокая.

«Безбилетный пассажир» - это первая часть воспоминаний режиссера, рассказывающая о первых нескольких его фильмах, есть еще две, до которых, думаю, я тоже в свое время дойду.

Белая сова (Новогодний календарь)

Комментарии


Оказывается тоже не смотрела фильмы Данелия, хотя вроде бы много советских просмотрено в детстве и за компанию с мамой))


Вот я специально просмотрела полностью фильмографию, чтоб точно убедиться, и да - ни одного. Ну что с родителями не смотрела, это могу понять, у меня папа его не любит, а когда он что-то не любит, то и другим не дает посмотреть, будет ходить и ворчать. Но почему никогда даже случайно не попалось по ТВ, когда я его еще смотрела, и почему я не собралась посмотреть сама, хотя уже 15 лет не живу с родителями, это парадокс)


Уже много лет хочу посмотреть знаковые советские фильмы, куча списков, но руки так и не доходят))
Фильмы вообще редко смотрю, иногда такое ощущение про советские, что не до конца понимаю суть этих картин))


Вот я тоже редко фильмы смотрю, поэтому до некоторых десятками лет руки не доходят)


Ну и не будем расстраиваться:)


Да мы вроде и не расстраиваемся)


Я походу только Серёжу и смотрела из всего, а книгу с удивлением обнаружила в више)))


Я до него пытаюсь дойти с тех пор, как прочитала книгу, но все не)
Не сильно удивительно, она периодически мелькает тут, значит, уже кто-то соблазнил, как и меня же)


я с тех же пор всё хочу пересмотреть, но как-то это не совсем то, что я обычно смотрю, так что пока так настрой и не поймала)
ага))


А мне все кажется, что должно отлично зайти, тем более, что и повесть на 5 оценила, но иду годами)


помню, что ты не киноман)


Что есть, то есть)


Я Кин-дза-дзу смотрела)) в студенчестве, меня друзья заставили. Сама бы вряд ли бы села смотреть


И как тебе?)


В принципе понравилось, но не особо запомнилось


Надо тоже дойти) закрыть гештальт


А у нас дома был диск с его фильмами, так что я их посмотрела в своё время) Все они с какой-то меланхоличной грустинкой..


Ага, изобрели жанр "лирической комедии", потому что надо было как-то классифицировать.


Мне не нравятся фильмы Данелии. За исключением редких моментов, они мне кажутся скучными. Они — это что называется «не моё». Совсем.

Даже фильм «Сережа» по очень зацепившей меня повести Веры Пановой

это в котором мальчик спрашивает «Дядя Петя, ты — дурак»? Фильм норм, но не восторг. Ровный, типичный для того времени.

► О работе с писателями, в частности, с Виктором Конецким, с которым его связывали особенно теплые отношения.

о, на эту тему мне Нравится история отношений творческих Рязанова и Брагинского.

► Как уехать в Абхазию писать сценарий и в итоге не написать ни строчки, зато получить удар по голове.

Тепловой, надеюсь? ))

Как белые медведи забрали у него шапку-ушанку.

но рубашку-то он отстоял!? Или нет?))

да и Грузия, по-видимому, мне не близка даже в книжном варианте, сложно сказать почему.

Идентично. Может, поэтому и смотреть его фильмы подсознательно не хочешь? А мне они не нравятся. Можно же ограничиться биографией. ))


Так как не смотрела, ничего не могу сказать на эту тему, кроме как "на вкус и цвет".

это в котором мальчик спрашивает «Дядя Петя, ты — дурак»?

Он. Я бы его смотрела именно как экранизацию понравившейся повести, с этой точки зрения интересно было. Тем более, дебютная работа режиссера, как оказалось.
Воспоминания Рязанова читала тоже, они офигенные))

Тепловой, надеюсь? ))

Не надейся)

но рубашку-то он отстоял!? Или нет?))

На рубашку они не покушались)

Может, поэтому и смотреть его фильмы подсознательно не хочешь?

Так я не только до его фильмов не могу добраться, а вообще до любых. Смотрю фильмов 5 в год, и то часто это пересмотр "Властелина колец" или подобного любимого, а не новые (для меня) вещи. В этом году пока что только новых "Мастера и Маргариту" посмотрела, а уже март идет.
А писала я, скорее, про то, что любопытно, что они в принципе мне никогда не попадались, не то, что специально посмотреть, а, например, при совместном просмотре с родственниками в детстве или типа того.
Фильмы, которые именно про Грузию, меня особо и не привлекают, в общем-то) но у него же только они.


Я тоже в отстающие запишусь) Похоже, ничего у Данелия не смотрела за исключением только "Джентельменов удачи", и то он в этой картине не режиссер (за исключением нескольких сцен), а, оказывается, сценарист, худрук и даже немножко актер)


Ничего мы не отстающие!))
Я даже и "Джентльменов" толком не смотрела, отрывками только.
Зато с момента написания рецензии посмотрела-таки дебютного его "Сережу".


Мне кажется, в вопросе просмотра фильмов Данелия мы чуточку мимо возрастной аудитории. Но это и не значит, что если решимся, нам не понравится)
"Сережу" мне стоило бы прочитать)


Есть такое) когда (если) потянет - тогда и ладно.
Прочитать точно стоит)


Тоже так думаю)