15 декабря 2023 г. 04:16
463
5 Стать художником. Предназначение художника. Взаимосвязь искусства и жизни
Я Фёдор Матёрин. Окончил школу, приехал в Москву, давно мечтал и сделал себе такой подарок. Ранее утро, иду по Москве и знакомлюсь с городом. Простое, в чем-то наивное мироощущение, один на один с городом, без посредников, всё как чудо, как бывает в первый раз. Ищу Третьяковку, эх рано ещё, пойду в художественный институт, «познакомиться», а там высеченная из камня царица Нефертити, три тысячи лет ей, чудо, восхищение… Началась война.
Краткие и яркие мазки военной жизни. Конфликт между Федором и молодым лейтенантом Пачкаловым. Лейтенант один, играет в ножички, восхищаясь собой, входит Матёрин, у молодого офицера вскипела ненависть к тому, кто увидел его не огрубевшую душу. Теперь Федор, под постоянным прессингом своего командира. Встреча с внешним и внутренним в человеке. Внешне, изображает из себя сурового командира, внутренне – ребенок. Конфликт внешнего и внутреннего, что важнее?
Сумасбродный лейтенант посылает Федора за водой, под пули пулемета. На одном дыхании, на чувствах, слегка касаясь событий, полное читательское погружение в происходящее и переживания главного героя. Как тонка граница между жизнью и смертью, как ничтожны мелочны и бестолковы конфликты между людьми. Случайная пуля и все оборвано, для обоих, но по разному. Ещё минуту назад хотел убить за его несправедливость. Случайная смерть лейтенанта и вечная, неискупаемая вина за это желание остается с ним, окончена юность.
За общее отступление, по спущенной сверху разнарядке, Федор отправляется в штрафную роту, обида, несправедливость, но повезло, попал в запасной полк, маршевая рота и опять фронт.
«Он совсем разучился ходить, только ползает. Он уже дней девять не умывался — воды не хватает, чтобы пить вдосталь. Он спал урывками, привязав телефонную трубку к голове. От взрывов снарядов, которые сотрясали окоп, он не просыпался, но при звуке голоса дежурного: «Тополь»! «Тополь»! — мгновенно приходил в себя.
— «Тополь» слушает!»
Пленный скрипач со скрипкой, музыка, которая дала смысл, чтобы жить, музыка, которая объединила его с бывшим врагом. Где-то далеко в будущем, он попытается изобразить эту музыку на картине, чтобы именно она была в центре, чтобы внутреннее довлело над внешним, войной. А сейчас, вспомнил Нефертити.
«Нефертити умерла где-то перед склоном, ведущим к колодцу. Она умерла, дав возможность стать солдатом и выжить ему. Стать солдатом и выжить, а это значит — презирать смерть, собственную жизнь не считать равной всей вселенной. Есть многое, что выше твоей личной жизни, понять это — значит стать солдатом.
А Нефертити умерла.
Вокруг Федора так часто умирали, что и эта смерть не особенно тронула»
Кончилась война, сняты погоны, «кем ты теперь будешь, Федька Матёрин?», поиск своего места, поиск растерянной по окопам чистоты, а на другом конце планеты атомная бомба уничтожила город. Третьяковка, иные ценности, жажда их постичь, создать вечное, неразрушимое, утерянное на войне. Еще не снята гимнастерка, снова в художественный институт, к той с кем расстался в начале войны, чтобы вспомнить и вернуть, продолжить свой прерванный путь.
«Длинным кружным путем он шел к этой встрече по степям, источенным окопами, падал раненым, валялся на госпитальных койках, шагал по Европе… Он забывал ее, предавал память о ней, совсем потерял веру, что встреча состоится. И вот — где-то здесь, рядом, в нескольких шагах. Она, привыкшая ждать тысячелетиями, терпеливо выждала и эти четыре года»
Образ сельского учителя Савы Ильича получился трогательным, добрым, с какой-то главной для всех людей неуловимой чертой. Неуверенный в себе, он верил в своего ученика, мучился что прожил жизнь не так. Восхищался природой, искусством, рисовал, но однообразно, без таланта. Был открыт внешним обстоятельствам, не защищался, как обычный обыватель. Внешне – пустоцвет, так его назвал отец Федора, внутренне – подвижник. Отец Федора тоже, к своей старости, пытался утихомириться, смириться с жизнью.
Федор выступал как продолжение их стремлений в поиске себя, правды, истины и это добавляло ответственность за его будущее, как-то по особенному надо прожить жизнь. Приятно было читать про простые человеческие чувства, стремления. Вроде строй материалистический, а есть что-то постоянное и вечное в стремлении к истине, справедливости.
Война подтолкнула к переоценке ценностей. Если до неё, были стремления к истине, к смыслу и т.п. То во время войны, под обстрелом, сама по себе жизнь, становиться главной ценностью, без которой все остальное выходит на второй план. После войны ценности опять ускользнули, просто жить оказывается мало. Ценность проживаемой жизни многократно увеличилась и наложилась ответственность перед с таким трудом отвоеванным правом на жизнь.
А может быть важна не цель, а сам поиск. Постоянный поиск, стремление, находки, радость, снова неудовлетворенность и новый поиск. Окружение постоянно меняется, жизнь предстаёт разными сторонами, как различны работы студентов художественного института. Как найти свой путь в искусстве и в жизни? Копировать лучших или услышать в себе еле слышную мелодию, воплотить её в искусстве, в принятии решений?
Двойственность, двуликость, отрыв внешнего от внутреннего демонстрирует Иван Мыш Без Мягкого Знака. Он мастер золотые руки, скрупулёзен в деталях, пытается быть своим для других студентов, но внутренняя обособленность в нем, сильнее внешних действий. Правда этими действиями часто обманываются его товарищи. Иван демонстрирует искреннее раскаяние, просит прощение, люди верят и прощают, тем ближе подводят его к подлостям и предательству. Сильный и поучительный персонаж, вскормленный окружающим обществом.
Много споров о искусстве, о задачах искусства, о пути художника. Идеологизированность общества, накладывает возможность торговли со своими принципами. Можно пойти против себя и сделать карьеру, другой путь более сложный и трудный, грозящий попасть в опалу или быть невостребованным.
Друзья-студенты, будущие художники, объединенные общей целью вначале, к концу обучения, оформившись в своих индивидуальностях, разошлись, каждый в своем направлении.
Книгу начал слушать в аудиоварианте, в исполнении А.Клюквина, после прослушивания о военных событиях, решил параллельно читать. В итоге, сначала быстро прослушав, читал уже не спеша. Аудиовариант озвучен на отлично, но чтобы понять все детали произведения обязательно нужно читать самому.
Книга глубокая, психологичная, про отношения с людьми, с самим собой, про искания жизненного смысла, поднимает серьёзные вопросы, например: «какую пользу я принесу людям своим искусством, как не прожить жизнь лишним, едящим зазря хлеб?» и «как жить среди тех кто живет только ради себя, манипулируя общими словами, будучи бездарным, но умеющим подняться по социальной лестнице?» Книга, не для одного прочтения и достойна избранного.
Спасибо большое. Прочел рецензию и охвачен желанием прочесть эту книгу.
Добавил к себе.