Больше рецензий

26 февраля 2023 г. 18:25

425

4 Оргазм спасет мир

К сожалению, время показало, что сочинения Вильгельма Райха ни ранее и ни сейчас не воспринимаются всерьез, будучи оценены максимум как эстраординарные литературные чудачества, но никак не полноценные научные труды. Между тем, стоило бы обратить внимание хотя бы на тот синтез философских теорий и техник психоанализа, который Райх попытался предпринять в своих основных работах – «Сексуальная революция», «Анализ характера» и «Психология масс и фашизм». Это некая уникальная связь между, с одной стороны, Марксизмом и вообще материалистической философией
и новейшими психоаналитическими достижениями с другой. В заслугу Райху можно записать как минимум то, что в «Психоанализе масс» он уже поставил точный и безошибочный диагноз, причем не только определенной социально-политической немецкой формации, но и капиталистическому обществу в его целости. Все это произошло задолго до того, как тот же Эрих Фромм завоевал широкое признание за открытие этой темы в своих трудах «Здоровое общество» или «Анализ человеческой деструктивности». Однако творческим апогеей и кульминацией всего творческого наследия Райха должна была стать «Функция оргазма» - книга, в которой автор должен был наиболее полно, доходчиво и подробно изложить свою революционную идею о взаимосвязи тела и духа. И сегодня мы уже можем судить насколько была успешна такая литературная авантюра.

В свое время «Социальная революция» и «Психология масс» наделали немало шума, получили несколько прижизненных переизданий, вызывая живой интерес даже у публики первой половины двадцатого века, не говоря уже о том, что после смерти автора, его идея начали активно прорастать в многочисленных культурных либертарианских, нонконформистких движениях, в авангарде которых было и остается американское явление хиппи. Однако, как это часто бывает, от автора в данном случае взяли только то, что было нужно, а именно – предпосылки для активной борьбы с государственным и общественным подавлением, принцип свободной любви и полного сексуального удовлетворения, а также расширение сознания до космических горизонтов. Ситуация аналогична той, что произошла с Ницше, идеология которого была полностью деформирована в угоду определенным политическим лозунгам и только спустя десятилетия после крушения режима начался длительный процесс очищения. Нечто подобное стоит ожидать и в отношении к философии Райха. Сейчас, после тотального краха любых нонконформистских культурных форм, он должен быть перепрочтен в согласии с первоначальным замыслом. Однако для этого требуется чисто научный ориентир – такая его работа, которая могла бы в первозданном виде репрезентировать основную концепцию с максимальной опорой на научный аппарат без вторжения в области культурологии, политики и экономики. Именно такой работой и должна была стать «Функция оргазма», по мысли в том числе самого Райха, возлагавшего на нее большие надежды.

Для начала обратимся к структуре книги. Для того, чтобы читатель яснее понял основную концепция автора, Райх старается воспроизвести общий генезис классического психоанализа, который, как известно совершил крутой крен на Лакане и ушел в радикальную иную область мысли. Будучи довольно близко знаком как с самим основателем учения, так и с крупнейшими фигурами психологии двадцатого века, Райх начинает с того, какого было положение вещей в науке к началу двадцатого века. Очень детально и подробно он останавливается на том моменте, что фактически уже в начале своего зарождения, казалось бы единая и цельная дисциплина начала раскалываться на совершенно различные, подчас прямо противоположные фрагменты. Оспаривалось и опровергалось все – от классического триединства человеческого духа до значимости детских переживаний. На каждом из значимых направлений Райх старается остановиться подробнее, чтобы дать ему собственную оценку – Юнговскую концепцию о коллективном бессознательном, и человеке как вместилище многих душ, он характеризует как мистификацию и регресс, Адлеровская идея о социальном человеке как фундаменте нашего я кажется ему слишком поверхностной и так далее. Сам Фрейд между прочим прекрасно понимал, что его собственная система не является аксиомой, и чем дальше развивалась наука, тем меньше она отвечала запросам человеческой души, поэтому он также пытался вносить своеобразные корректировки, привлекая на помощь своей концепции теорию о влечении к смерти или глобальной репрессивности цивилизации по отношению к человеческому Я. Но как ясно дает понять Райх, все оказывалось тщетно, так как стремительно меняющаяся картина мира меняла общество и его отдельных представителей, и вчерашняя идеалистическая концепция уже не отвечала сегодняшним запросам человеческого духа.

Райх очень долго и тяжело преодолевал собственные сомнения насчет того, что какая-либо универсальная теория в отношении к человеческим существам вообще может существовать. Но все-таки он в конце концов понял, что методы психоанализа в сути своей слишком идеалистичны и оторваны от картины миры в его целостности. Блуждая в лабиринтах хитроумной экзистенции, психиатры вообще не обращали внимания на то, насколько важна роль в человеке чисто биологической энергии. На самом деле, при поверхностном прочтении и понимании идеи Райха, кажется, что он как раз вобрал в своей идеологии все наиболее нелогичные, мистические и просто антинаучные идеи своего времени, изобретя своеобразного кентавра – смешав, (но не взбалтывая) научно-фантастическую мистику и грубейшую биофизику, что сводит человека на уровень вещи, внутри которой происходят биохимические процессы, тщеславно именуемые нами душой. Действительно – формула Райха сводится к тому, что человек сам по себе просто ретранслятор космической энергии, который в определенные моменты ломается и заболевает, что, соответственно, приводит к его худшей проводимости. Тот канал, через который мы пропускаем сквозь себя космические токи есть в глобальном смысле "любовь", но учитывая шаткость терминологии - весь комплекс сексуальных, чувственных, эмоциональных переживаний, которые мы получаем от мира, чтобы отдать ему же. В историческом контексте нельзя сказать, что идея является новаторской – нечто подобное можно встретить в восточной философии, которая призывает отказываться от «Я», полностью растворяясь в окружающем мире. Но с идеологической точки зрения, такая концепция никак не подходит развитому капитализму, который как раз пестует иллюзию этого «Я», стремится сохранить и сберечь его всеми доступными способами. Поэтому американское правительство пятидесятых поспешили поскорее извлечь Райха из общественного пространства. Совсем оскорбительно для всей писхоаналитичсекой дисциплины и ее отдельных представителей выглядело высказывание автора о том, что лечение больных возможно не только через «прочистку» всех внутренних каналов, но также извне – посредством «оргонной» машины, которая через электричество так воздействует на центры удовольствия больного, что все сопутствующие душевные симптомы в виде неврозов, истерий или бредовых идей рассеиваются автоматом как утренний туман с восходом солнца.

Резюмируя, стоит сказать, что теории Райха, вероятно, одни из самых интересных, глубоких и увлекательных во всей науке психоанализа. На сегодня они не претендуют ни на что, кроме признания мистикой просто в силу отсутствия их практической применимости. Но, даже если они окажутся совершенно верны, и все человечество получит шанс преобразиться, применять их не позволят ни под каким предлогом. Ведь это подорвет всю идеологию безграничной экспансии капитализма и общества потребления, чего современный мир никогда не допустит.