Edessa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2023 г. 14:45

505

3 Спойлер Шоколад против всех

С одной стороны, книга затянула в себя, а с другой - как же я устала от перечисления в тексте одних и тех же явлений, событий, обстоятельств. Проза Джоанн Харрис сродни мелодии, которая родилась простенькой незатейливой музыкой для флейты, но вот беда - ей хочется стать мощной симфонией для целого оркестра. Автор сгущает краски, добавляет драмы, углубляется в оккультизм, поддает антихристианского пафоса, усложняет межличностные отношения, вскользь проходится по актуальным социальным проблемам и - больше ветра, больше шоколада! Не густеет? Еще больше ветра, еще шоколада! А развития у мелодии все нет, она так и остается несложной, использующей всего несколько нот в одной тональности.

В каком жанре написаны "Леденцовые туфельки"? Это не сказка для детей, и не быль для взрослых. В книге есть выражения не для детских ушей, и в то же время треть повествования ведется от лица ребенка, а уж сколько говорится про сладости, кукольный дом, рождественский вертеп, мягкие игрушки, подарки, магические тотемы детей в виде кролика и обезьяны, ожидание снега перед Рождеством. А рядом:

- Скажи мне правду! Он тебя трахал? - завопил Тьерри.

По мне, это немножко хардкор.

Основные темы прозы Харрис - кулинария и отношения между взрослым и ребенком/подростком (обычно это мать и дочь, но в "Ежевичном вине", например, старик и мальчик). Взрослый выступает в роли наставника, ребенок может как любить взрослого, так и причинять ему вред и желать смерти ("Пять четвертинок апельсина" и линия Зози в "Леденцовых туфельках"). Проблемы в отношениях матерей и дочерей, похоже, волнуют автора особенно остро, в тех же "Туфельках" я насчитала около семи (!) линий материнско-дочерних отношений между различными героинями (в этой книге также широко представлены "подставные" матери и дочери).

И вот на все это "бабье царство" модной обуви, шоколада и фальшивых документов (с которыми во вселенной Харрис все удивительно просто и легко) есть только два мужских персонажа, которые призваны двигать сюжет - Тьерри и Ру. Примерно с середины книги Тьерри было категорически отказано в адекватности и симпатичности, и он превратился в антагониста, неповоротливого и удивительно противного. Ну а Ру, крысолов и вольный ветер, тоже как-то не оправдал моих читательских ожиданий. Я-то думала, он зайдет в магазин, опытным глазом определит, что его временно поглупевшей подруге морочат голову, и станет для злой ведьмы достойным соперником. Пусть Ру не маг, но он речной цыган (или как там было в первой книге?), и он найдет вполне человеческие способы, чтобы разрушить наглые чары беглой авантюристки и вывести её на чистую воду. Но нет, Ру, видимо, просто рядовой персонаж в этой вселенной бумажных кукол, существующий только потому, что каждой Барби нужен свой Кен. А сделают все девочки. Сначала они чуть не пустят свою жизнь под откос, а потом сварят вкусный шоколад, дружно расколдуются и прогонят злую ведьму, которой конечно же ничего не будет за все её дела. Она же тоже девочка, и у неё такие классные леденцовые туфельки.

И да, в любой непонятной ситуации варите, пожалуйста, шоколад. С корицей, перцем, кардамоном, имбирем, коричневым сахаром, молоком, шафраном, да с чем угодно. Он спасет и от ведьм, и от церковников (вот уж поистине универсальное средство), а заодно и от всего мира. Но все же не забывайте об уровне холестерина в крови.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!