2 декабря 2022 г. 19:39

849

4

Из названия труда автора сразу становится понятно, о чем пойдет речь: о жизни в модусе бытия и в модусе обладания. И хоть это и философские размышления, они написаны вполне доступным для понимания языком. Такой подход позволяет читателю не только оценить книгу с позиции «нравится – не нравится», но и поразмышлять вместе с автором, в чем-то с ним согласиться, в чем-то нет, что-то осознать для себя, возможно что-то изменить в своей жизни. Именно по этой причине считаю, что данный труд нужно рассматривать с позиции «полезно – не полезно». И, думаю, что безусловно он полезен: он актуален, в чем-то, конечно, утопичен, но определено заставляет задуматься.

Автор подробно описывает признаки жизни в модусе бытия и модусе обладания, черты присущие личностям, живущим по принципам того или иного модуса, но при этом он отмечает и то, что нет личностей с только экзистенциональным типом мышления или только обладательным. Всем присущи и те, и другие черты и только от нас зависит, что преобладает. Э. Фромм поясняет, что не только страсть к накоплению материального является признаком обладательного типа, он также проявляется и в отношении религии, политики, учебы, и даже чтения. К примеру, попытка заглянуть в конец книги – это черта из разряда «иметь».

Пожалуй, нельзя не согласиться с автором, что мы живем в потребительском обществе, где человек все больше одинок, т.к. экзистенциональные черты ушли на второй план. Материальный дух заставляет мыслить исходя из того, что надо иметь больше, чем другие, отсюда страх за свои «блага», отдаление от других людей. Но также соглашусь с автором, что предпосылки к тому, что люди хотят меняться – есть. Все больше людей, которые ищут «радости», а не «наслаждения». Кстати, разница в этих понятиях тоже раскрыта достаточно подробно. Соглашусь с автором, что во многом спасение человечества зависит от того, прейдем ли мы от потребительского общества, склонного к накоплению, истощению ресурсов, где даже политика и религия давно ушли от модуса бытия, к экзистенциональному обществу, в котором будет место состраданию, помощи не для «благотворительности», а искренней и осознанной, где политика и религия не будут методами устрашения законами и внушения чувства вины догматами. Но в то же время нахожу, что все же некоторые моменты в видении Э. Фромма Нового общества утопичны.

Попутно не могу не отметить два момента, которые мне очень бросились в глаза в этом труде: это бесконечное упоминание о том, что смысл идей К. Маркса был извращен и то, что автор осуждает других за то, что не раскрывают, как достичь озвученных идей. В первом случае хочется сказать: сказал один раз, не надо бесконечно повторяться. А во втором хочется спросить: что же Вы, уважаемый Э. Фромм, сами отказались давать «рецепты», как переделать себя и перейти от обладательно-потребительской ориентации к экзистенциональной? Тем более, если считаете, что из вышедших за последние годы книг на эту тему есть очень много вредоносных и обманывающих читателя.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!