Dafnia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2013 г. 13:07

242

3

"Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается..." Эти слова можно отнести как ко всему циклу в общем, так и к каждому отдельному тому. Тягомотина и излишнее словоизлияние продолжаются, хотя я надеялась на динамичный заключительный аккорд. Все же зря автор сделал вместо одного заключительного тома трилогию. Явно из коммерческого интереса и желания сделать побольше книг, потому что действия на все три тома с гулькин нос, а вот болтовни, повторений, нудной магической псевдотеории предостаточно. Одно только описание игра Джа Ла занимает не один десяток страниц. Всё это не важно для понимания персонажей, не нужно для раскрытия основной интриги и развития сюжета в целом. Подобные описания вполне уместились бы в пару абзацев. В книге очень много лирических отступлений, рассуждений, метафизических поисков.
Несколько слов о героях - ибо они получили в этой книге хоть какое-то развитие. Вообще я заметила, что изображение характеров дается автору непросто, словно он набросал первые штрихи, а что делать дальше не знает. На протяжении всего цикла герои практически статичны, двухмерны, нет в них разносторонности: они или плохие, или хорошие, или черное, или белое. Даже тот, кто изначально был плохим (условно говоря), а потом стал хорошим, теряет присущие ему ранее черты. Но разве может личность настолько измениться? Можно отринуть прежние убеждения, осознать неверность своего пути, понять порочность жизни, но личностные качества тем не менее остаются. А у Гудкайнда такие герои просто теряют свое "я".
мператор Джегань предстает перед читателем несколько в ином свете: как человек со сложным и многогранным характером, как сложная и неоднозначная личность, как человек, способный на проявление эмоций хоть и в столь ужасающей орме, в какой он это делает, как человек, хоть и с серьезными психическими расстройствами. Нет, он не вызывает жалости или понимания, совсем нет. Но сейчас его личность начала приоткрываться. И жаль, что автор не проработал линию этого персонажа, не объяснил причин, толкнувших Джеганя на тот путь насилия и жестокости, по которому он идет, не раскрыл его характер и личность в полной мере.
Ричард не теряет присутствия духа, веры в людей и свойственного ему жизнелюбия ни при каких обстоятельствах. Он идет к своей цели, твердо зная, чего хочет добиться. Он уверенный правитель и отважный воин. Но не покидает ощущение этакой "марти-сьюшности" данного персонажа. Он всегда и везде неимоверно хорош, добивается успеха и получает женщину оказывается победителем. Парадоксальность героя в том, что он знает, что делать, даже тогда, когда не знает.
Кэлен - она вроде бы и есть, но ее в тоже время как будто и нет. И дело не в заклятии.. Просто она какая-то безликая, полупрозраяная, незаметная. Она загадочным образом ратсеряла весь свой шарм, свой характер, утратило лицо, став одним из картонных безликих персонажей. И эта метаморфоза непонятна, потому как образ Кэлен изначально был одним из наиболее колоритных в цикле.
Что уж говорить о других персонажах... Они превратились в фон, в картонные декорации, абсолютно растеряв присущие им качества и обаяние.
Если порассуждать о тематике, то на первый план выходит (как впрочем и у всего цикла) тема спасения мира, человесества. Нашли свое отражение и идея о ценности каждой отдельной человеческой личности, тема милосердия, любовь во всем ее многообразии форм и проявлений, взамопощь, жерственность во имя высшей цели. И все эти идеи хороши и правильны, но вот то, как они воплощены, оставляем много вопросов, а порой и отторжение. ВСя эта мишура, длинные пустопорожние разговоры о спасении и долге - это все наносное и излишне пафосное. Все эти речи можно заменить несколькими поступками, которые расскажут гораздо больше и гораздо лучше охарактеризуют героев.
Финал. Нет, я и не ожидала какого-то великого откровения, но то, что выдано за финал, меня попросту обескуражило... Скомкано, надуманно, непонятно. Ричард толкнул пятистраничную речь по ути своей практически ни о чем, ибо каждый последующий абзац перефразирует предыдущий. Вообще в одиннадцатом томе Ричард произносит много речей. Судьба Джеганя, хоть и предсказуема, но чтобы вот так - это ни в какие ворота...

Итог. Очень длинное, нудное и тягомотное повествование, состоящее в основном из повторов, повторения общих мест, описаний магических действий, игры, местности. Финал оставляет желать много лучшего. Хотелось бы увидеть логическое завершение основных сюжетных линий, но увы - все они связаны в один узел или просто оборваны. Герои претерпели разительные перемены, но не в плане эволюции характеров, а плане недоработанности и непрописанности их образов. Есть ощущение, что последние книги цикла написаны словно бы в спешке, будто автор потерял интерес к этой истории и хотел поскорее закончить.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!