BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2013 г. 23:34

443

4

Эту книгу мне посоветовали по флэшмобу "Трижды три" в ответ на просьбу о "художественной книге, проникнутой духом даосизма".
Ну что, не поспоришь тут. Хотя что это я, при желании, можно поспорить, конечно, — скажем, о том, насколько это художественное произведение, а насколько — разъяснение даосских истин с привлечением героя-помощника, как в учебниках литературы средней школы, но это дело десятое. Книгу подробно описывать я не буду — в других рецензиях это уже сделали очень хорошо — но поговорить о ней, безусловно, поговорю. И оценку ставить не буду — мне кажется, должны существовать темы, оправдывающие произведение уже за то самое, что автор эти темы стремится нести "в массы", и даосизм — одна из них.

Тем более что книга Бенджамена Хоффа вполне выполнила свои задачи — показала читателю основные постулаты даосизма вкупе с извращениями западной культуры на с детства знакомых и наглядных примерах Винни-Пуха, Пятачка, Иа-Иа, Совы, Кролика, Кристофера Робина и прочих (особенно понравилась мне глава про "скоробудов", чья вечная занятость хобби и делами вполне оправданно заслужила им имена "скоронебудов" и никогданебудов"), попутно продемонстрировав, что старый добрый Винни-Пух, оказывается, вполне себе даос... ну, или, по крайней мере, выглядит похоже. Все-таки сдается мне, что "первое детство", наивная пора Эдемского сада, и "второе детство", взятое усилием воли, отбрасыванием всего лишнего, включая разум, знания, рефлексию и общественные институты, — понятия немного разные. С другой стороны, обязательно ли надо сперва штурмовать великую гору Самореализации, а потом уж гордо уходить в пустыню, или можно с самого начала бежать всякой учености, любить мед, гулять и следовать дао, никуда от него не отклоняясь, - вопрос двоякий. Ответ на него, несмотря ни на что, один... да-да, надо, конечно, поменьше рассуждать и побольше следовать своей внутренней природе!)
Так или иначе, захотелось перечитать "Винни-Пуха" — судя по всему, диалоги и ситуации там и впрямь наталкивают взрослого на отнюдь не бессмысленные размышления.

Немного отвлекусь. У меня хватает знакомых, по складу ума отнюдь не умственных; это все прекрасные и теплые люди, но вот почему-то терзают, терзают их комплексы, покуда они не получат, скажем, высшее образование (пускай в пятисортном вузе и по специальности, которую они терпеть не могут), не опубликуют статью в каком-нибудь там академическом вестнике (кому и для чего она нужна, навеки останется тайной, покрытой мраком), ну и далее варианты в меру вашей фантазии, наверняка вам такие тоже встречались. Убедить таких людей невозможно — их уже убедили до тебя: мама, папа, школа и прочие благодетели. Будь умнее, сыночек/доченька — и все у тебя получится. Ну да спец по образованию Кен Робинсон в одном из своих TED-talk'ов (знакомые с англом, смотрим, отличная вещь) уже проехался по тому, что если б инопланетяне следили за образовательным процессом на Земле, они б решили, что всех людей здесь хотят превратить в университетских профессоров, хе-хе. А лучше бы в даосов, право слово.

А самое-то ужасное — что все это так въелось нам в мозги, что мы ничего плохого в этом не видим, пока не припечёт, не видим, что жить можно иначе. Очень, кстати, хорошо, когда припекает, — если не глотать сразу таблеточки доброго доктора, а, сцепив зубы, слушать то, что пытается до тебя докричаться. Ну а потом наслушаются и начинают бегать, там, по магическим театрам всяким... но это, впрочем, уже другая история.

Даосизм (не религиозное, а философское направление имею в виду) — опрощение до полной безмятежности, утрата того, что отделяет нас от природы и мучает сознанием того, что нам что-то надо делать, чего-то достичь, что-то создать, стать чего-то достойным, — кому все это еще приносит радость, тому даосизм странен, неважен и парадоксален, ну а всем остальным — как говорится, добро пожаловать в мир голого существования, где даже творческие амбиции объявлены отвлекающими от истины маневрами. Или хоть заглянуть, что ли, одним глазком для начала, а то что, в самом деле, мы все делали бы на этом сайте. Есть чудесная даосская притча, где книги называли ни больше ни меньше, чем "шелухой душ мертвых людей".

Что задето и в той или иной степени разъяснено в книге Хоффа:
— отношения между конфуцианством, буддизмом и даосизмом — основными религиями Китая (все это в диалоге с помощником Винни-Пухом, конечно же);
— положение об изначально гармоничной внутренней природе вещей (процитирую таки не Хоффа, а Чжуан-цзы: "Дао дало ему облик, Небо дало ему тело. Он не позволяет утверждением или отрицанием ущемлять себя внутри. Ты же вовне обращаешь свой ум и насилуешь свою душу. Прислонись к дереву и пой! Облокотись о столик и спи! Тебе тело вверили небеса, а вся твоя песня "твердость" да "белизна"!");
— проистекающий из этого тезис: не изменяй этой природе, будь собой ("Быть собой — это значит явиться тем, что Хозяин в тебе явил", — любезно поясняет нам Генрик Ибсен);
— принцип "необработанного куска дерева" (да, вы уже поняли, именно его воплощение — наш добрый медвежонок);
— знания ради знаний, интеллектуализация и ее война против простой радости жизни и тех, кто разделяет такой подход;
— принцип недеяния (Дао ничего не делает, но нет ничего, что остается несделанным);
— необходимость следовать своей интуиции;
— ценность понятия Ничто.

Практическая польза книги, еще раз о "скоробудах" у Хоффа и несколько цитат


Мне эта книжка помогла собраться с духом и отказаться — по крайней мере, временно — от пары долгоиграющих самообразовательных проектов, которые, вне всякого сомнения, открыли бы передо мной новые блестящие горизонты, и понять, что сейчас мне бы куда больше хотелось воспринимать себя как простое, невесть куда попавшее существо, чем как товарища с неуемными амбициями, вследствие чего не в пример разумнее прислушиваться к мнению собственной интуиции, чем к приказам всемогущего эго. И это нормально. (Для меня это новость, я анонимный "скоробуд" на пути к исцелению, хе-хе.)

Нам так часто с детства повторяли: учись больше, читай больше — что и слова подобрать, чтобы опровергнуть этот внушительный тезис, очень трудно. В итоге нередко можно встретить людей, которые с презрением относятся к потребительской культуре, но при том сами забивают свой разум всем, что только попадается под руку, и считают, вопреки мнению Екклесиаста, что чем больше у тебя знаний или, там, чем больше языков ты знаешь, тем богаче жизнь. К сожалению, это похвальное стремление имеет шансы мутировать в интеллектуальный онанизм, отнюдь не сопряженный ни с полнокровной жизнью, ни с реальным даром людям (привет любимой "Игре в бисер"). А любое потребительство опасно тем, что заглушает детский голос души, говорящий, что тебе нужно на самом деле (очень часто — двигаться и жить), и на корню убивает сознание Экзистенциальной Пустоты, в которой мы все висим, хоть и загораживаемся от нее любовно подсунутыми обществом суррогатами.

Итак, "скоробудовская" инструкция по тому, как избавиться от Пустоты, начать беспокоиться и перестать жить (по мотивам Хоффа, но не только):
1. придумать себе очень много дел и ответственно заниматься ими, возводя их на пьедестал высокой важности;
2. набирать знания ради того, чтобы быть умным (Хофф приводит в пример Кролика) или казаться умным (Сова);
3. воспринимать время как иссякающий ресурс и свою жизнь, таким образом, как прохудившийся кошелек, из которого выпадают монетки — торопись, спеши, пока все не выпали!;
4. видеть себя не пылинкой в луче всечеловеческой истории, значимой лишь постольку, поскольку представляет Великое Целое, но Обособленным, Очень Гордым Человеческим Существом со своими радостями, горестями и заботами (Иа-Иа);
5. никогда не быть в одиночестве и не прислушиваться к себе, а чтоб свято место не пустовало, см. п.1;
6. может быть, и помнить о Боге, вечности, дао (вставьте на свой вкус), но всегда откладывать это на потом — посмотрите, у меня же еще есть, чем заняться.
Хофф говорит: хочешь быть счастлив? Присмотрись к тому, что делает "скоробуд", и делай ровно наоборот.
Несколько цитат напоследок:

Все дело в том, что нам, по существу, и не надо знать. Зачем уподобляться близорукой Науке, взирающей на жизнь через электронный микроскоп в поисках решений, которых заведомо не существует, и натыкающейся лишь на новые и новые проблемы? К чему строить из себя Философов Абстракционистов, задаваясь бессмысленными вопросами и получая еще менее осмысленные ответы? Что нам действительно нужно – это понять Внутреннюю Природу вещей и обращаться с ними в соответствии с их Самопроизвольной Естественностью.

Живя с постоянной мыслью о том, что ожидает его «за ближайшим поворотом» или «ступенькой выше», человек пребывает в ненормальном состоянии; он никогда не успокоится и не будет счастлив. Лишь очень немногим удается достичь покоя и счастья, остальные сходят с дистанции на полпути, падая без сил на обочине и проклиная весь белый свет. На самом же деле его не за что проклинать, потому что он то как раз и указывает правильный путь. Те, кто вечно ждет награды «где то там за горизонтом»...
— Прожигают в своей жизни большую дырку, — закончил Пух.
— Что что?
— Я сказал, что они прожигают в своей жизни большую дырку.
— А... Ну да. И не только в своей.

Подлинный хозяин жизни — тот, кто знает истинный путь, потому что прислушивается к голосу внутри себя, голосу мудрости и простоты, который разумен, не умничая, и черпает знания не из книг. Обладание этим голосом не является привилегией избранных, он дан каждому из нас. Однако на тех, кто следует ему, смотрят чаще всего как на досадное исключение из общего правила, не желая понять, что они то и есть пример действенного воплощения правила в жизнь — того правила, которое может и должно стать правилом каждого.

Чтобы жизнь познать,
Надо жить начать;
Отправляясь в путь,
Ты не позабудь
Внутрь себя взглянуть.
Бесполезно гадать,
Что в пути будет ждать, –
Лишь в пути это можно узнать.
Я — это я, а ты совсем иной,
И на других ты не похож ничуть.
Во тьме лежит весь мир перед тобой,
Будь сам собой – тогда найдешь свой путь.

— Вот что такое «Дао Пуха», по моему, — сказал Пух.
— Великолепно, — сказал я. — Но ты ведь понимаешь, не так ли?..
— Что понимаю?
— Что это то же самое.
— А, ну да, — сказал Пух. — Конечно.



Так выпьем же за то... да, собственно, за что хотим, за то и выпьем :)

Спасибо,Izumka, мне было интересно.
К слову, в день чтения "Дао Винни-Пуха" меня так очень случайно отвезли в языковой клуб, где как раз обсуждалась тема... тарам-парам... отказа от лишних вещей и ухода голым в пустыню, подобно древним мистикам. Такое вот совпадение. Да хотя какое же это совпадение, если совсем начистоту.

P.S. А если кто знает еще какие-нибудь "художественные книги, проникнутые духом даосизма", то помните: я с удовольствием жду советов!

Izumka , "трижды три"

Комментарии

Ло Гуаньчжун, Фэн Мэнлун «Развеянные чары».
Это ответ на P.S. )

0 01.10.13

Спасибо!

0 01.10.13