namfe

Эксперт

Слова, слова, слова

24 августа 2022 г. 16:37

347

3.5 Ещё один процесс над Йозефом К

Когда заслуживший почёт и славу уже не молодой писатель Джо (Йозеф) Каслман, со своей женой Джоан летят в Хельсинки для получения литературной премии, Джоан решает уйти от него и из их долголетнего брака, который по ее мнению уже изжил себя.
Она вспоминает его и свою юность и весь путь, которой они прошли, чтобы оказаться в этом самолёте и строит свой рассказ как обвинение Джо и всему мужскому миру.
Джоан выросла в 50е, в эпоху когда рафинированные домохозяйки с ленточками в волосах ещё не отчаялись, а старательно воплощали женский идеал американской мечты. В благополучной семье на Манхеттене, и однажды встретила выросшего еврейского мальчика - безотцовщину из Бруклина, с амбициями стать великим писателем, но пока преподавателем литературы и литературного мастерства в женском колледже для будущих жён врачей и адвокатов.
Из скандального романа женатого преподавателя и студентки получается цикл романов длиною в жизнь, в котором по мнению прокурора один жил, а другой отдавал все свои силы и таланты, чтобы жил первый.
К счастью, я не смотрела фильм и не читала аннотации, но о финальном финте и главном обвинении догадалась в середине книги, когда шахматные фигуры были расставлены на доске и сыгран дебют. Конечно, сразу вспоминается другой роман, французский, отсылка у которому будет спойлером, поэтому предупреждаю.
Милый друг Джо, конечно, жил не во Франции 19 века, а в прогрессивной Америке 20го, но у его Мадлены была та же проблема. Рассказ Джоан о том, как мужской мир хоть и дал возможность раскрыться ее таланту, но оставил ее в глухой тени тайны, полон деталей, и ужасов жизни женщины в мужском мире.
Но все же в этом рассказе есть некая доля лукавства. Свою чашку чая она тоже получила, с сахаром и печеньем.
В истории появляется череда безликих несчастных жён известных писателей, которые то умирают наглотавшись таблеток, то сбегают в пустые меблированные комнаты полные одиночества и отчаяния. И конечно, во всем этом виноваты мужчины и их закрытый мужской мир.
Джоан оправдывает свои поступки тем, что не могла иначе, в том мире, в котором жила, среди тех взглядов и той атмосферы, а я вижу как она нарочно смакует препятствия, вместо того, чтобы искать возможности. Мужчины запугали женщин настолько, что они и не видят возможных своих путей к успеху. Или не хотят видеть, им удобно спрятаться в тихой и уютной зоне комфорта.
Свежо предание, но верится с трудом, особенно когда вспоминаешь многих талантливых и долбившихся успеха женщин писательниц и художниц второй половины 20 века в США.
Сейчас меня обвинят в мизогинии, но это не так я люблю женщин, мужчин я тоже люблю, но не люблю самокопание.
Не нравится мне эта нарочитое желание копаться в детских травмах и искать виноватых, вместо того, чтобы смотреть в будущее и исполнять мечты.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!