Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

3 августа 2022 г. 15:41

727

2 Übermensch 15-го века

После недавнего прочтения Бернарда Шоу ("Святая Жанна") мне сам бог велел ознакомиться с другой известной книгой, посвящённой Д'Арк.

Натурально, так и было! Я сидел один в комнате, как вдруг услышал Голос! Он сказал мне, что я должен прочитать книгу "Личные воспоминания о Жанне Д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря" и рассказать миру правду о ней.
Теперь я исполню Его волю.

"она была стройна, грациозна и так необычайно красива"
"кротость и чистота её высокой души"
"врождённая правдивость"
"верность принципу, верность истине"
"она была воплощением стойкости"
"отвечала удивительно мудро и обнаруживала необыкновенную память"
"самое благородное подвижничество, которое когда-либо было на земле, кроме только одного"
"её речь и движения были решительны, глаза горели каким-то особым, новым огнём"
"не было на свете такого искусства, которому она не могла бы научиться, и притом в самый короткий срок"
"не могли надивиться ее здравому смыслу и сметливости"
"величайшая из человеческих душ"
"величие ее разума едва ли не превосходило величие ее души"
"высокий дух и бесстрашное сердце"
"её воинская репутация была безупречна"
"Как ты правдива и проста, как велика и благородна!"

И это далеко не весь список дифирамбов, спетых автором Жанне на страницах этой книги. Признаться, я читал пока не так много марк-твеновских вещей ("Янки", "Простофиля Вильсон", рассказы), но уже создаётся впечатление, что удел Твена - писать для детей или о детях, ведь именно в детских сказках герои всегда идеально-положительны, а злодеи неисправимо грешны. Чёрное и белое, без полутонов. Ангел-Жанна и сатана-Кошон.
В то время как не столько даже историческая правда, сколько наитие и художественный вкус подсказывают нам, что так не бывает! Не может наша Жанна в свои 17 лет и коня на скаку останавливать, и в горящую избу наведываться, и комсомолкой быть и спортсменкой, да ещё и просто красавицей! А судьи вовсе не были сволочами, они делали своё дело. Оправдательный процесс был инициирован через 25 лет после сожжения Жанны исходя не из гуманных соображений справедливости, а исходя из политической обстановки, требовавшей исправить тот казус, что короля Франции короновала, якобы, еретичка! Переобуваемся!

Твену мало идеализации характера Жанны - он ещё и наделяет её сверхъестественными способностями.
На его страницах она практически ясновидящая. Оракул. С десяток раз она безошибочно предсказывает будущее, нашёптанное ей Голосами. В этом свете книга действительно как будто целит в детскую аудиторию, которая любит магию (прибавим историю про Волшебное Дерево). Но Твен тем самым только принижает образ героини: ведь если ты заранее знаешь, что победишь в сражении, и даже что будешь ранен стрелой, но не критично - разве это делает тебя храбрым? Храбрец, полководец, Гений, Герой никогда не знает добьётся ли успеха, выживет или нет - он поступает на свой страх и риск, потому что считает это нужным по своей воле, а не из слепого повиновения. Если ты на 100% знаешь, что освободишь Орлеан и коронуешь дофина, какой в этом героизм, патриотизм? В этом больше паранойи.

В "Янки из Коннектикута" Твен деромантизировал 6 век, а уже спустя несколько лет ровно наоборот героизировал 15-й, чем явил полное отсутствие последовательности. Куда делась насмешка над варварскими и языческими обычаями "древности"? Ведь в 15-м веке по-прежнему существовало огромное множество несуразностей и жестокостей.
Вместо этого нам рисуется сказка о доблестных походах великомученицы, при том поданная как реалистические мемуары очевидца.
Как пример, Жанна, попав в армию, "заставила" прожжённых вояк, скабрезников и матершинников постоянно молиться, перестать пить-курить и матом ругаться. Вы серьёзно?

Суд из третьей части напомнил доооооолгое судилище в "Братьях Карамазовых", но если там это было оправдано сюжетно, то в романе "Личные воспоминания о Жанне Д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря" суд был таким же ненужно длинным, как название всей книги. Зачем автор поддерживает мнимую интригу добрых страниц на 100, когда любому же из нас ещё со школьной скамьи известно, что Ж. была таки сожжена? В случае с Митей ты, затая дыхание, читал и реально не мог до последнего понять - оправдают или приговорят. Опять же, не нахожу другого ответа, что книга предназначалась для детей (или невеж), вовсе не знакомых с легендой об Орлеанской Деве.

Я же, к сожалению, посредством пьесы Бернарда Шоу и сопутствующих источников уже загодя ознакомился со всей фактологией и исторической подоплёкой, посему читать Твена с точки зрения сюжета было неинтересно. Посещая в театрах спектакли по наизусть выученным нами произведениям, мы всё же зачастую ухитряемся получить удовольствие от лицезрения того, как режиссёр олицетворил ту или иную до боли знакомую историю. "Режиссура" Марка Твена - подкачала. Неуд.

Марк, это мрак!