sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 мая 2013 г. 23:08

322

4

Попалась сегодня в ф-ленте рецензию на эту книгу, а тематика восприятия немцами военных событий для меня так интересна, что тут же схватилась за нее. В художественном отношении книга так себе. Прав был Набоков, когда говорил, что вымысел должен быть таким, чтобы не оставалось сомнений в его реальности. Здесь же настолько сухое изложение, да еще и этот стиль дурацкий, уж не знаю, автором ли или переводчиком придуманный - эти мутти, папи, ома, опа - вот как меня от этого передергивало! Возможно, перевод. Но возможно, и оригинал этим грешит, ведь оригинал на английском. В общем, снижение оценки за стиль, мне он не близок совершенно. И поэтому среднюю повесть даже и читать не стала. Про путешествие бедных немецких детей, если в таком вот стиле - ну не зачем оно мне. И первая повесть, про вьюношу с потерянной судьбой - по барабану, прочитала и забыла. Ох, я даже не могу вспомнить сейчас, чем первая повесть закончилась, остался он жив или как... хотя прочитала несколько часов назад буквально.

Самое интересное для меня - это последняя повесть, про внука - моего почти сверстника, пытавшегося установить, расстреливал ли его дед людей, и если да, то что он при этом испытывал, почему и все такое. Что-то мне кажется не так у современных немцев с этой темой. Вот я согласна с его девушкой-турчанкой - нормальное здоровое отношение. И права она, что эти мучения ее френда - во многом эгоизм и ханжество. Хотя не он в этом виноват. Я уж не знаю, что они творят со своей историей, но современные немцы действительно, загнали эту тему в разряд бессмысленных табу. А ведь любому мало-мальски в психологии подкованному человеку понятно, что проблема не решается тем, что ее загоняют в темные углы. Тогда вот и действительно, если кто-то делает попытки в эти углы посветить фонариком, на него, бедного, вываливаются жуткие тени прошлого, сваливаются на его неподготовленную к таким испытаниям голову.

Как это так - человек расстреливал людей, а потом мог спокойно жить? - А что ему оставалось делать? И что значит - спокойно? Спокойно - это если головой об стенку не бился?
Чего главный герой ожидал? Особенно от своей бабушки? Ах, мой муж - сс-совец, а у меня от него уже дочка, так я его теперь что?

В общем, тараканов в голове полно, и чем больше они загоняют эту тему в темные углы, тем дольше будут эти тараканы. Да, я знаю по опыту, что тема для них болезненна. Они не читают про войну, не знают, кто такой Ремарк. Это если бы мы не читали бы Солженицына, например.

И еще в чем ханжество - это постоянная попытка свести все к тому, что расстреливали только евреев. Главный герой был потрясен когда узнал, что белорусов тоже убивали. Можно подумать, что при этом русских не убивали. Вообще, деление какое-то уже ханжеское. Дальше, упоминается полтора-два миллиона убитых. Что-то у кого-то не так с цифрами. Может быть, они только считали мирных жителей? Или только мирных жителей Белоруссии? Но я не знаю, сколько у нас погибло мирных жителей, всего, как в школе нас учили, 20 млн. Хотя суть не в этом, конечно.

Ветка комментариев

Все комментарии

А сколько можно смотреть?
Смотрели они, смотрели, иначе не было бы книг немецких писателей о войне.
А сейчас, может, хотят дальше жить, не прошлым, а будущим. А, может, достало их уже это. Сколько фильмов, книг на эту тему.
Как можно жить, если тычут постоянно в это.
Так, просто подумалось.

-1 13.05.13

Немцы, по-моему, и не смотрят, и не смотрели. Тыкать их бессовестно или просто глупо, но и самим отворачиваться тоже глупо.

+1 13.05.13
Немцы, по-моему, и не смотрят, и не смотрели.


У меня есть подборка "Немецкий взгляд на нацизм". И группа писателей была, которая не закрывала глаза. Хотя, это капля в море, наверное. Почему не смотрели-то? Вы ведь читали Ремарка, он ведь немец.

0 13.05.13

В том-то все и дело! Я живу в Австрии, здесь много и немцев у меня знакомых и друзей. И вот, как о само собой разумеющемся, восторженно говорю о Ремарке - с одним, другим, третьим - они его не знают! Одна девочка мне потом сказала, после долгого молчания, мол, знаешь, у нас таких писателей читают только в очень узких читательских клубах.

0 13.05.13

А почему, она не сказала?

0 13.05.13

Как почему? Потому что для них эта тема тяжелая, они не могут о ней говорить.
Я думаю, тут ущемленная гордость. Затюкали их, нельзя так, на самом деле.

0 13.05.13
но и самим отворачиваться тоже глупо.

Затюкали их


Думаю, что все-таки они думают и знают (невозможно хоть раз не столкнуться с этим), но не говорят направо и налево. Иногда, все эти разговоры, особенно если их слишком много, обесценивают то, что было. Наводят оскомину и неприятие. И именно от того, что говорят и говорят... вот уже больше 60-ти лет. А если взять ситуацию с нашими ветеранами и их, то они больше делают. И разве не выплачивают там какую-то компенсацию евреям, которые пострадали во время войны?

Не думала никогда, что такое скажу, но я им сочувствую. И не могу винить в том, что они стремятся забыть или хотя бы не ворошить. Это просто невыносимо, быть парией.

0 13.05.13

В психологии есть такой очень известный эффект. Скажем, отец ребенка был наркоманом или еще что-нибудь в этом роде. И вот в одном случае все будут старательно огораживать ребенка от этой правды, так, что он в итоге начнет подсознательно ощущать, что что-то не то. В итоге или узнает, и будет в страшном шоке, либо "вдруг, не понятно с чего бы это", станет сам наркоманом.

В другой ситуации, если с ребенком говорят об этом спокойно, не скрывая, он и переживет это более спокойно, примет и пойдет дальше.
Как-то так.

0 13.05.13
В другой ситуации, если с ребенком говорят об этом спокойно, не скрывая, он и переживет это более спокойно, примет и пойдет дальше.
Как-то так.


Вот хоть убейте, не представляю, чтобы дети не знали о том, что была Вторая Мировая и что Гитлер ее развязал. Как можно в век Интернета не знать?
Другое дело, что и как им рассказывают (на тех же уроках истории), как подают те события.
Трудно это все оценить. Как нужно им поступать или как не нужно. Кто знает это?

0 13.05.13

Вот категорически не соглашусь. Уж кто-кто, а немцы свой комплекс "развязывателей войн" протащили не одно поколение. Да ни одна нация после войны не приносила такого публичного покаяния. Канцлер ФРГ, стоящий на коленях перед памятником в Варшавском гетто... Где еще вы такое видели?

+1 13.05.13

В том-то и дело, что их затюкали, и они внутри себя подавили все и заперли свои скелеты в шкафы. Внешние атрибуты - это одно, а что они вообще не говорят об этом на бытовом уровне - я была просто потрясена, когда это осознала, уже здесь.

+1 13.05.13

Внешние атрибуты? Чтобы стать колени перед тысячами людей, нужно что-то большее, чем внешние атрибуты.
А вы часто говорите о войне на бытовом уровне? Честно говоря, я - нет. Я знаю, помню, у меня оба деда воевали, но постоянно вспоминать об этом и говорить об этом - это свихнуться можно. И это при том, что наша страна войну выиграла. Прошлое тоже надо уметь отпускать, жить с вечным чувством вины - страшное дело.

+1 13.05.13

У нас в семье, и между друзьями, близкими, мы говорим о войне и всем, с этим связанном, так же, как и обычно обо всем прошлом, конечно.

0 13.05.13

Согласна. Главное выводы сделать и дальше идти.
А так, когда на чувство вины давят и давят, может быть обратный эффект, на мой взгляд.
У нас о войне говорят только прочитав книгу о войне или на день Победы. Как-то странно было бы, встретившись с подругами, вдруг, начать говорить о войне, ведь больше полувека прошло.

+2 13.05.13

Так был уже прецедент, когда "передавили" - Первая мировая и все, что после. Почему тот же нацизм буйным цветом расцвел... Вот прекрасная иллюстрация обратного эффекта.

Да, так и есть. И мне кажется, что это нормально.

0 13.05.13