6 февраля 2022 г. 16:08

4K

5 «Оскал страдания из темноты бездны» трагического треугольника

Ох, уж эти студенты! Сразу вспомнился мне «Месяц в деревне» Тургенева (рецензия). Завязки сюжетов произведений русского и американского писателей чудесным образом перекликаются. Каждая из двух главных героинь (и пьесы, и романа) попадает под прицел пристального внимания трёх мужчин. А вот и они: богатый муж, безответно влюблённый близкий друг семьи и юный студент, приглашённый на лето для занятий с сыном хозяев. Однако если в геометрии Тургенева речь идёт о многочисленных любовных треугольниках, то у Ирвина Шоу, кроме запретной связи со студентом, явно прорисовывается сложный и драматический треугольник Карпмана (Жертва - Преследователь – Спасатель), вовлечение в динамику которого, как правило, ломает судьбы всех его участников, без исключений. В данном случае – это супруги Люси и Оливер Краун и их 13-летний ребёнок Тони.

Какими же были герои до кульминационного момента романа, разделившего их жизнь на "до" и "после"? По признанию отца, у чрезмерно привязанного к матери Тони за время продолжительной болезни развилось необузданное воображение и появилась тяга к измышлениям, вранью, выдумкам. Люси производила впечатление скорее гостьи в собственной семейной жизни, чем полноправной хозяйки. Она с детства чувствовала внутри пустоту, была склонна к мелким обманам. И её верность мужу определялась не высокой нравственностью, а смесью благодарности и страха перед супругом. Старорежимный семьянин Оливер выглядел разочарованным человеком и не считал себя удачливым, несмотря на внешнее благополучие. Порой он казался святым, непревзойдённым, тихоголосым, всезнающим властелином мира.

20-летний студент влюбился в 35-летнюю Люси и внёс смуту в привычную жизнь семьи. Молодой человек принял «бессовестность по-детски глупой женщины за страсть» и приукрасил «всё это розами и лунным светом». И в одну ночь наступил момент «механической покорности полёта в бездну». Неискушённой Люси не удалось скрыть своё приключение от посторонних глаз - и тайное стало явным.

«Она пошла на поводу у инстинкта, как виноватый ребёнок, в порыве бездумной женской изворотливости, думая только о собственном спасении, не заботясь о последующих потерях»

Инициатором создания пагубного треугольника стал наивный сын-подросток, добровольно поставивший себя в позицию Жертвы (хотя его-то тогда никто ещё не предавал) и вызвавший отца (Оливера) в качестве Спасателя от матери (Люси) как Преследователя. Но львиная доля вины и ответственности лежит, разумеется, на взрослых людях - родителях. Причём Спасатель зачастую страдает больше других, как и случилось в романе. Более того, хоть Оливер хранил верность жене, но в юности он и сам был на месте этого студента, развлекаясь с замужней женщиной. Так что в произошедшем можно увидеть своеобразный бумеранг.

«Чиркнув спичкой, уже ничего не остаётся, как отойти в сторону и наблюдать за тем, как горит дом»

Ломать – не строить. И тут понеслось… Словно трёхглавый дракон завертелся в погоне за собственным хвостом, превращая тесный союз трёх сердец в саморазрушающуюся систему. На мой взгляд, каждый из этих троих думал исключительно о себе и вносил свой посильный вклад в стремительное уничтожение хрупкой семейной конструкции, подливая масло в огонь. А такие нарциссические черты героев, как эгоцентризм, эмоциональная незрелость, слабая эмпатия и отсутствие сострадания, вряд ли способны укрепить домашнее сооружение, которое на глазах разваливалось подобно карточному домику. И всплыли на поверхность психологические проблемы персонажей, попавших в созданную ими же ловушку.

картинка Ludmila888

Несколько невротическая привязанность сына к матери легко и быстро переросла в лютую ненависть к ней. Люси, в свою очередь, затаила на мальчика большую обиду и поспешно решила отказаться от Тони, почему-то видя в нём не страдающего ребёнка, а зрелого и беспощадного противника. Отреклась она и от прежней маски отражения мужа. И началось хаотичное движение: переходы и смены ролей в пространстве манипуляций трагического треугольника. Спасатель Оливер вскоре почувствовал себя беззащитной и безоружной Жертвой. Оказавшись перед выбором между изменившей ему женой и брошенным ею их сыном, он проявил слабость и предпочёл выбрать Люси. Таким образом, на неокрепшую голову мальчика обрушилось двойное предательство самых близких ему людей.

Кстати, в романе можно заметить и ещё один опасный треугольник, лежащий в основе семейного жизненного сценария и описанный Оливером:

«На нашем щите три великих слова –
Самоубийство, Неудача и Измена»

К сожалению, ни одному из трёх персонажей не удалось отыскать счастье и стать победителем. Ведь, перемещаясь внутри драматического треугольника Карпмана и периодически меняясь психологическими ролями-местами в этой модели ролевой игры, они сделали свою трагедию постоянной. И все участники проиграли. В итоге Оливер, будучи сыном самоубийцы, пошёл на войну в поисках смерти, которую там и нашёл.

Но, спустя годы, на месте гибели отца взрослый Тони неожиданно для самого себя решил поставить финальную точку в бессмысленной внутрисемейной вражде и выйти из трагического треугольника. Тони простил свою мать и молча молил её о прощении, «цепляясь за неё, как за обломки того, что осталось от ими самими разрушенной любви». И теперь у его маленького сыночка, внука Люси и Оливера, появляется шанс разорвать печальный семейный сценарий, стереть с их щита «три великих слова» и стать счастливым.

картинка Ludmila888

Спасибо, Женя Zhenya_1981 и Галя Tin-tinka , за ваши рецензии и обсуждения, которые привели меня к знакомству с романом! )

Комментарии

Людмила, здорово, что ты прочитала и рассказала свое восприятие! Треугольник Карпмана это необычный взгляд, но вроде вполне вписывается. Интересно, а почему изначально он возник, почему мальчик почувствовал себя жертвой и предал мать и так огорчил правдой отца?Ведь, наверняка, был и иной возможен путь -защитить отца от такого знания и лично с матерью устоить разборки

+3 06.02.22

Конечно, не надо было сыну ничего сообщать отцу, но он ведь был совсем инфантильным и очень чувствительным ребёнком. Из-за болезни мальчик практически не общался со сверстниками в своём подростковом возрасте и многого ещё не понимал и не знал из того, о чём ровесники его были уже давно в курсе. Впрочем, и сама Люси в своей какой-то наивности не так уж далеко от сына ушла. Вот если уж ввязалась она в эти игры со студентом, то неужели хотя бы шторы задёрнуть в том доме нельзя было?! Получается, что любой мог подойти и смотреть на них через окно. И эта соседская девочка всё знала. И, наверное, не только она. Конечно, Тони был шокирован увиденным. Возможно даже, что его потрясла бы подобная сцена и между его родителями, так как он совсем не в теме был об интимной стороне жизни. И, кстати, именно эта неосведомлённость беспокоила его отца, когда он просил студента немного просветить их сына. Что, собственно, студент и сделал, причём не только в теории, но и на практике показал.

Помнится, у Оруэлла дочь священника, увидев в детстве аналогичные сцены между родителями, получила такую сильную психологическую травму, что поклялась себе никогда не выходить замуж. И ведь, к сожалению, сдержала слово, добровольно лишив себя и женского счастья, и счастья материнства.

+4 07.02.22

Нравится мне твои объяснения, спасибо!А как думаешь, почему потом Люси счастье не нашла, откуда это желание менять партнёров бесконечно?

+3 07.02.22

Мне кажется, что Люси не умела любить, то есть она была лишена такой способности. Кроме того, для построения здоровых и близких отношений с долгосрочной перспективой важны эмпатия, уважение, сопереживание и глубина, с чем у неё тоже были проблемы. Поэтому героиня просто избегала и боялась эмоциональной близости, к которой совсем не была готова. Но при этом Люси хотела чувствовать себя живой, желанной и значимой, чтобы заполнить ту внутреннюю пустоту, от которой она страдала с детства (когда мама оставляла её одну в двухлетнем возрасте). Поэтому регулярные спринтерские постельные забеги на короткие дистанции ей подходили значительно больше, чем затяжной марафон с тесным душевным контактом и эмоциональной привязанностью.

+2 08.02.22
и предал мать и так огорчил правдой отца?

По-моему, ты слишком требовательна к ребенку.
Всё-таки это не три равных участника событий

+4 17.02.22

Почему же требовательна, просто констатирую факт, я именно так все вижу:) Не скажу, что я его обвиняю, его вполне можно понять и оправдать.
Кстати, у Цвейга хорошо получилось написать похожую историю от лица мальчика, ты читал последнюю Никину рецензию? Там такая авторская подача, что от действий матери меня просто "бомбило", а мальчика было очень жаль. Тут же Ирвин Шоу не ставил себе задачу показать нам переживания мальчика, поэтому логично, что мать и отца понимаешь лучше,чем ребенка

+3 17.02.22
ты читал последнюю Никину рецензию?

не читал пока.

+2 17.02.22
у Цвейга хорошо получилось написать похожую историю от лица мальчика

Я тоже хочу "Жгучую тайну" прочитать, но пока ещё не собралась.

+2 18.02.22

Очень здорово про различные треугольники!
Ещё в этом же контексте вспоминается про пифагоровы штаны, которые во все стороны равны. Так и герои - все одинаково заботились лишь о себе.

определялась не высокой нравственностью, а смесью благодарности и страха перед супругом.

да и есть ли вообще такое понятие как нравственность, или это всегда смесь слабостей и пороков, которым приятней прикрываться добродетелью? А "нравственность" Оливера, заключающаяся в его заботе и верности жене и сыну? Заботу о сыне смело первым же штормом, а забота о жене оказалась лишь страхом перед одиночеством. Которое его и настигло. А "благородство" Тони, благовоспитанного, любящего и любимого сына? Оказалось лишь заботой о самом себе. Пока он был "хорошим" (тринадцатилетним младенцем) о нём заботились. Но как только что-то пошло не так, "хорошесть" улетучилась. Если обобщить, то все наши достоинства - это лишь манипуляция, выгодная позиция для получения необходимого. Оливер, Люси и Тони - три неразвившихся ребенка. Но Тони простительно, он хотя бы и был ребенком.
Спасибо, Людмила, интересная рецензия, необычный подход.
Извини, что долго не заходил :)

+4 17.02.22
Но Тони простительно, он хотя бы и был ребенком.

тогда уж всем простительно, они не читали псих.книг, не ходили к специалистам, чтобы проработать свои детские травмы, не слушали коучей, как надо правильно жить.
Будто бы становясь взрослым по годам, люди автоматом становятся умными, взвешенными и готовыми к испытаниями.
Кто из нас ещё требовательный?:)

+4 17.02.22

Нет, автоматом ничего не бывает. Но от взрозслых ожидаешь, что они повзраслеют и без специалистов.

Кто из нас ещё требовательный?:)

ты :)

+4 17.02.22

Почему ожидают? Навешивают на них груз ожиданий, вот они и ломаются. Если жалеть и понимать, то можно всех или никого;))

+4 17.02.22
Навешивают на них груз ожиданий, вот они и ломаются.

Может и так. Какие хрупкие пошли взрослые

Если жалеть и понимать, то можно всех или никого;))

я стараюсь - всех. Но понимать это ещё не принимать

+3 17.02.22
автоматом ничего не бывает.

Да, автоматически может происходить только физический рост человека, так как об этом позаботилась природа. А для развития духовного и интеллектуального необходимы ещё дополнительные условия и специальные усилия самой личности. И снова хочется вспомнить книгу Фромма «Человек для себя». )))

от взрозслых ожидаешь, что они повзраслеют и без специалистов.

Во всяком случае, ответственность за несовершеннолетнего ребёнка лежит на взрослых. А вот взрослые уже должны отвечать за себя сами.

+3 19.02.22

Спасибо, Женя! )

да и есть ли вообще такое понятие как нравственность, или это всегда смесь слабостей и пороков, которым приятней прикрываться добродетелью?

Ах, что-то чувствую я знакомый запах фроммовской доктрины гуманистической этики, изложенной автором в книге "Человек для себя" (из-за которой, кстати, кто-то в должники попал ))) ). Ведь именно этика, будучи философской дисциплиной, занимается изучением нравственности и морали. Как пишет Фромм, проблема психического здоровья неразрывно связана с проблемами этики. И нарушение нравственных норм приводит к психическому и эмоциональному распаду, а многие неврозы являются выражением неразрешённых моральных конфликтов.

+3 18.02.22
из-за которой, кстати, кто-то в должники попал

да, каюсь. Попал в должники. Лайвлибовские - из-за того, что не прочитал (вовремя). И в твои личные должники из-за того, что всё-таки читаю (а трамвай "желание" я прочитал ещё в 2021-ом). Идёт тяжело, но я уже до середины дошёл :)
Правда, пока не понял, почему процитированный тобой вопрос "попахивает" Фроммом. Видимо, нужно дочитать

+3 19.02.22
Попал в должники. Лайвлибовские - из-за того, что не прочитал (вовремя). И в твои личные должники из-за того, что всё-таки читаю

Да, я, конечно, имела в виду долг по флешмобу, то есть лайвлибовский. А лично я ведь никаких сроков тебе не ставила.

а трамвай "желание" я прочитал ещё в 2021-ом

Получается, что надо было мне поступить наоборот: официально посадить тебя в трамвай-желание, а неофициально – отправить решать этические проблемы и искать счастье к Фромму. Так что промашечка вышла! )

Идёт тяжело, но я уже до середины дошёл :)

Мне очень жаль, Женя, что я невольно взвалила на тебя такую тяжесть и тем самым загнала тебя в долги по игре. Будешь теперь знать, как приглашать меня в советчики. Всю флешмобовскую ягоду-малину я тебе испортила этим своим "десертом"! )

Правда, пока не понял, почему процитированный тобой вопрос "попахивает" Фроммом. Видимо, нужно дочитать

Ну, потому что затронутые тобой в этом вопросе проблемы этики (нравственность и мораль, пороки и добродетели человека) подробно рассматриваются Фроммом в упомянутой книге, до середины которой ты уже дошёл. И ответы на него можно найти именно там, что я и попыталась начать делать в том своём комментарии.

Кстати, а ты мой "десерт" поедаешь глазами или ушами?

+3 20.02.22
. А лично я ведь никаких сроков тебе не ставила.

я твой должник за прекрасный совет.

Так что промашечка вышла! )

нет, тут дело не в официальности. Просто я не расчитал силы. Всякие трудности личного характера. Читаю я и в последние несколько месяцев немало. Но, во-первых, в основном короткие произведения - на большие нет сил, да и хочу иметь возможность быстро закончить то, что начал. Во-вторых, ищу лёгкое, развлекательное чтение (дочитываю томик Марка Твена). А книга Фромма не попала ни под категорию коротких, ни под категорию развлекательных.

Мне очень жаль, Женя

Ну что ты! Напротив, я рад. Мне однозначно нравится автор. Я планирую и дальше читать его.

Кстати, а ты мой "десерт" поедаешь глазами или ушами?

глазами. Пометки делаю, возвращаюсь к прочитанному. "когда в делах - я от веселий прячусь"...

+3 20.02.22

Людмила, мне очень понравилась рецензия! Превосходная, красивая (предложения, картинки))).
С таким практичным, жизненным разбором сложившейся семейной ситуации и тяжести её последствий, что со всем хочется только соглашаться.:))
Книгу читала, мне понравилась.
Помню была в шоке от того, как легкомысленный, опрометчивый поступок (как незрелая форма бунта против контроля мужа) Люси повлёк за собой такие разрушения в семье. Трудно было понять, как она могла настоять на том, чтобы никогда не видеться с сыном...
Спасибо тебе!!!:))

+2 21.02.22

Спасибо, Оксана! Я ещё вчера заметила, что какой-то ёжик тут пробегал и понаставил плюсиков всем комментам. А сегодня ты уже и сама проявилась. Мне очень приятно! )))

Да, как слон по посудной лавке, прогулялась эта Люси по своему хрупкому семейному очагу, хранительницей которого она быть не смогла и не захотела. Но ведь погода в доме во многом зависит именно от женщины. А её отказ от общения с собственным ребёнком – это вообще за гранью. Вот если бы Люси хоть кого-то полюбила, то ещё можно было бы попытаться понять (хоть и не оправдать) её. Но сердце героини было абсолютно свободным и пустым, а сына она оттуда безжалостно вытолкала. К сожалению, нарциссические черты задавили в Люси даже ростки любви к Тони. А ведь способность любить зависит от способности человека отойти от своего нарциссизма.

+2 21.02.22

Этот проворный ёжик появляется набегом, наследит и опять исчезает!:)))
Мне Люси очень напоминает Холли Голайтли, та же эмоциональная незрелость, неспособность принимать и отдавать любовь...
Жду следующую твою рецензию с разбором нарциссических черт характера какого-нибудь литературного героя. Это очень интересно!
Надеюсь, ёжик вовремя прибежит.:))

+2 22.02.22

Опасный треугольник это я, зауч и директор )

+2 30.07.22

Да, опасных треугольников много, но лучше в них не застревать надолго. Или же вообще обходить десятой дорогой. )

+1 30.07.22