Больше рецензий

6 февраля 2022 г. 16:08

4K

5 «Оскал страдания из темноты бездны» трагического треугольника

Ох, уж эти студенты! Сразу вспомнился мне «Месяц в деревне» Тургенева (рецензия). Завязки сюжетов произведений русского и американского писателей чудесным образом перекликаются. Каждая из двух главных героинь (и пьесы, и романа) попадает под прицел пристального внимания трёх мужчин. А вот и они: богатый муж, безответно влюблённый близкий друг семьи и юный студент, приглашённый на лето для занятий с сыном хозяев. Однако если в геометрии Тургенева речь идёт о многочисленных любовных треугольниках, то у Ирвина Шоу, кроме запретной связи со студентом, явно прорисовывается сложный и драматический треугольник Карпмана (Жертва - Преследователь – Спасатель), вовлечение в динамику которого, как правило, ломает судьбы всех его участников, без исключений. В данном случае – это супруги Люси и Оливер Краун и их 13-летний ребёнок Тони.

Какими же были герои до кульминационного момента романа, разделившего их жизнь на "до" и "после"? По признанию отца, у чрезмерно привязанного к матери Тони за время продолжительной болезни развилось необузданное воображение и появилась тяга к измышлениям, вранью, выдумкам. Люси производила впечатление скорее гостьи в собственной семейной жизни, чем полноправной хозяйки. Она с детства чувствовала внутри пустоту, была склонна к мелким обманам. И её верность мужу определялась не высокой нравственностью, а смесью благодарности и страха перед супругом. Старорежимный семьянин Оливер выглядел разочарованным человеком и не считал себя удачливым, несмотря на внешнее благополучие. Порой он казался святым, непревзойдённым, тихоголосым, всезнающим властелином мира.

20-летний студент влюбился в 35-летнюю Люси и внёс смуту в привычную жизнь семьи. Молодой человек принял «бессовестность по-детски глупой женщины за страсть» и приукрасил «всё это розами и лунным светом». И в одну ночь наступил момент «механической покорности полёта в бездну». Неискушённой Люси не удалось скрыть своё приключение от посторонних глаз - и тайное стало явным.

«Она пошла на поводу у инстинкта, как виноватый ребёнок, в порыве бездумной женской изворотливости, думая только о собственном спасении, не заботясь о последующих потерях»

Инициатором создания пагубного треугольника стал наивный сын-подросток, добровольно поставивший себя в позицию Жертвы (хотя его-то тогда никто ещё не предавал) и вызвавший отца (Оливера) в качестве Спасателя от матери (Люси) как Преследователя. Но львиная доля вины и ответственности лежит, разумеется, на взрослых людях - родителях. Причём Спасатель зачастую страдает больше других, как и случилось в романе. Более того, хоть Оливер хранил верность жене, но в юности он и сам был на месте этого студента, развлекаясь с замужней женщиной. Так что в произошедшем можно увидеть своеобразный бумеранг.

«Чиркнув спичкой, уже ничего не остаётся, как отойти в сторону и наблюдать за тем, как горит дом»

Ломать – не строить. И тут понеслось… Словно трёхглавый дракон завертелся в погоне за собственным хвостом, превращая тесный союз трёх сердец в саморазрушающуюся систему. На мой взгляд, каждый из этих троих думал исключительно о себе и вносил свой посильный вклад в стремительное уничтожение хрупкой семейной конструкции, подливая масло в огонь. А такие нарциссические черты героев, как эгоцентризм, эмоциональная незрелость, слабая эмпатия и отсутствие сострадания, вряд ли способны укрепить домашнее сооружение, которое на глазах разваливалось подобно карточному домику. И всплыли на поверхность психологические проблемы персонажей, попавших в созданную ими же ловушку.

картинка Ludmila888

Несколько невротическая привязанность сына к матери легко и быстро переросла в лютую ненависть к ней. Люси, в свою очередь, затаила на мальчика большую обиду и поспешно решила отказаться от Тони, почему-то видя в нём не страдающего ребёнка, а зрелого и беспощадного противника. Отреклась она и от прежней маски отражения мужа. И началось хаотичное движение: переходы и смены ролей в пространстве манипуляций трагического треугольника. Спасатель Оливер вскоре почувствовал себя беззащитной и безоружной Жертвой. Оказавшись перед выбором между изменившей ему женой и брошенным ею их сыном, он проявил слабость и предпочёл выбрать Люси. Таким образом, на неокрепшую голову мальчика обрушилось двойное предательство самых близких ему людей.

Кстати, в романе можно заметить и ещё один опасный треугольник, лежащий в основе семейного жизненного сценария и описанный Оливером:

«На нашем щите три великих слова –
Самоубийство, Неудача и Измена»

К сожалению, ни одному из трёх персонажей не удалось отыскать счастье и стать победителем. Ведь, перемещаясь внутри драматического треугольника Карпмана и периодически меняясь психологическими ролями-местами в этой модели ролевой игры, они сделали свою трагедию постоянной. И все участники проиграли. В итоге Оливер, будучи сыном самоубийцы, пошёл на войну в поисках смерти, которую там и нашёл.

Но, спустя годы, на месте гибели отца взрослый Тони неожиданно для самого себя решил поставить финальную точку в бессмысленной внутрисемейной вражде и выйти из трагического треугольника. Тони простил свою мать и молча молил её о прощении, «цепляясь за неё, как за обломки того, что осталось от ими самими разрушенной любви». И теперь у его маленького сыночка, внука Люси и Оливера, появляется шанс разорвать печальный семейный сценарий, стереть с их щита «три великих слова» и стать счастливым.

картинка Ludmila888

Спасибо, Женя Zhenya_1981 и Галя Tin-tinka , за ваши рецензии и обсуждения, которые привели меня к знакомству с романом! )

Комментарии


Людмила, здорово, что ты прочитала и рассказала свое восприятие! Треугольник Карпмана это необычный взгляд, но вроде вполне вписывается. Интересно, а почему изначально он возник, почему мальчик почувствовал себя жертвой и предал мать и так огорчил правдой отца?Ведь, наверняка, был и иной возможен путь -защитить отца от такого знания и лично с матерью устоить разборки


Конечно, не надо было сыну ничего сообщать отцу, но он ведь был совсем инфантильным и очень чувствительным ребёнком. Из-за болезни мальчик практически не общался со сверстниками в своём подростковом возрасте и многого ещё не понимал и не знал из того, о чём ровесники его были уже давно в курсе. Впрочем, и сама Люси в своей какой-то наивности не так уж далеко от сына ушла. Вот если уж ввязалась она в эти игры со студентом, то неужели хотя бы шторы задёрнуть в том доме нельзя было?! Получается, что любой мог подойти и смотреть на них через окно. И эта соседская девочка всё знала. И, наверное, не только она. Конечно, Тони был шокирован увиденным. Возможно даже, что его потрясла бы подобная сцена и между его родителями, так как он совсем не в теме был об интимной стороне жизни. И, кстати, именно эта неосведомлённость беспокоила его отца, когда он просил студента немного просветить их сына. Что, собственно, студент и сделал, причём не только в теории, но и на практике показал.

Помнится, у Оруэлла дочь священника, увидев в детстве аналогичные сцены между родителями, получила такую сильную психологическую травму, что поклялась себе никогда не выходить замуж. И ведь, к сожалению, сдержала слово, добровольно лишив себя и женского счастья, и счастья материнства.


Нравится мне твои объяснения, спасибо!А как думаешь, почему потом Люси счастье не нашла, откуда это желание менять партнёров бесконечно?


Мне кажется, что Люси не умела любить, то есть она была лишена такой способности. Кроме того, для построения здоровых и близких отношений с долгосрочной перспективой важны эмпатия, уважение, сопереживание и глубина, с чем у неё тоже были проблемы. Поэтому героиня просто избегала и боялась эмоциональной близости, к которой совсем не была готова. Но при этом Люси хотела чувствовать себя живой, желанной и значимой, чтобы заполнить ту внутреннюю пустоту, от которой она страдала с детства (когда мама оставляла её одну в двухлетнем возрасте). Поэтому регулярные спринтерские постельные забеги на короткие дистанции ей подходили значительно больше, чем затяжной марафон с тесным душевным контактом и эмоциональной привязанностью.


и предал мать и так огорчил правдой отца?

По-моему, ты слишком требовательна к ребенку.
Всё-таки это не три равных участника событий


Почему же требовательна, просто констатирую факт, я именно так все вижу:) Не скажу, что я его обвиняю, его вполне можно понять и оправдать.
Кстати, у Цвейга хорошо получилось написать похожую историю от лица мальчика, ты читал последнюю Никину рецензию? Там такая авторская подача, что от действий матери меня просто "бомбило", а мальчика было очень жаль. Тут же Ирвин Шоу не ставил себе задачу показать нам переживания мальчика, поэтому логично, что мать и отца понимаешь лучше,чем ребенка


ты читал последнюю Никину рецензию?

не читал пока.


у Цвейга хорошо получилось написать похожую историю от лица мальчика

Я тоже хочу "Жгучую тайну" прочитать, но пока ещё не собралась.


Очень здорово про различные треугольники!
Ещё в этом же контексте вспоминается про пифагоровы штаны, которые во все стороны равны. Так и герои - все одинаково заботились лишь о себе.

определялась не высокой нравственностью, а смесью благодарности и страха перед супругом.

да и есть ли вообще такое понятие как нравственность, или это всегда смесь слабостей и пороков, которым приятней прикрываться добродетелью? А "нравственность" Оливера, заключающаяся в его заботе и верности жене и сыну? Заботу о сыне смело первым же штормом, а забота о жене оказалась лишь страхом перед одиночеством. Которое его и настигло. А "благородство" Тони, благовоспитанного, любящего и любимого сына? Оказалось лишь заботой о самом себе. Пока он был "хорошим" (тринадцатилетним младенцем) о нём заботились. Но как только что-то пошло не так, "хорошесть" улетучилась. Если обобщить, то все наши достоинства - это лишь манипуляция, выгодная позиция для получения необходимого. Оливер, Люси и Тони - три неразвившихся ребенка. Но Тони простительно, он хотя бы и был ребенком.
Спасибо, Людмила, интересная рецензия, необычный подход.
Извини, что долго не заходил :)


Но Тони простительно, он хотя бы и был ребенком.

тогда уж всем простительно, они не читали псих.книг, не ходили к специалистам, чтобы проработать свои детские травмы, не слушали коучей, как надо правильно жить.
Будто бы становясь взрослым по годам, люди автоматом становятся умными, взвешенными и готовыми к испытаниями.
Кто из нас ещё требовательный?:)


Нет, автоматом ничего не бывает. Но от взрозслых ожидаешь, что они повзраслеют и без специалистов.

Кто из нас ещё требовательный?:)

ты :)


Почему ожидают? Навешивают на них груз ожиданий, вот они и ломаются. Если жалеть и понимать, то можно всех или никого;))


Навешивают на них груз ожиданий, вот они и ломаются.

Может и так. Какие хрупкие пошли взрослые

Если жалеть и понимать, то можно всех или никого;))

я стараюсь - всех. Но понимать это ещё не принимать


автоматом ничего не бывает.

Да, автоматически может происходить только физический рост человека, так как об этом позаботилась природа. А для развития духовного и интеллектуального необходимы ещё дополнительные условия и специальные усилия самой личности. И снова хочется вспомнить книгу Фромма «Человек для себя». )))

от взрозслых ожидаешь, что они повзраслеют и без специалистов.

Во всяком случае, ответственность за несовершеннолетнего ребёнка лежит на взрослых. А вот взрослые уже должны отвечать за себя сами.


Спасибо, Женя! )

да и есть ли вообще такое понятие как нравственность, или это всегда смесь слабостей и пороков, которым приятней прикрываться добродетелью?

Ах, что-то чувствую я знакомый запах фроммовской доктрины гуманистической этики, изложенной автором в книге "Человек для себя" (из-за которой, кстати, кто-то в должники попал ))) ). Ведь именно этика, будучи философской дисциплиной, занимается изучением нравственности и морали. Как пишет Фромм, проблема психического здоровья неразрывно связана с проблемами этики. И нарушение нравственных норм приводит к психическому и эмоциональному распаду, а многие неврозы являются выражением неразрешённых моральных конфликтов.


из-за которой, кстати, кто-то в должники попал

да, каюсь. Попал в должники. Лайвлибовские - из-за того, что не прочитал (вовремя). И в твои личные должники из-за того, что всё-таки читаю (а трамвай "желание" я прочитал ещё в 2021-ом). Идёт тяжело, но я уже до середины дошёл :)
Правда, пока не понял, почему процитированный тобой вопрос "попахивает" Фроммом. Видимо, нужно дочитать


Попал в должники. Лайвлибовские - из-за того, что не прочитал (вовремя). И в твои личные должники из-за того, что всё-таки читаю

Да, я, конечно, имела в виду долг по флешмобу, то есть лайвлибовский. А лично я ведь никаких сроков тебе не ставила.

а трамвай "желание" я прочитал ещё в 2021-ом

Получается, что надо было мне поступить наоборот: официально посадить тебя в трамвай-желание, а неофициально – отправить решать этические проблемы и искать счастье к Фромму. Так что промашечка вышла! )

Идёт тяжело, но я уже до середины дошёл :)

Мне очень жаль, Женя, что я невольно взвалила на тебя такую тяжесть и тем самым загнала тебя в долги по игре. Будешь теперь знать, как приглашать меня в советчики. Всю флешмобовскую ягоду-малину я тебе испортила этим своим "десертом"! )

Правда, пока не понял, почему процитированный тобой вопрос "попахивает" Фроммом. Видимо, нужно дочитать

Ну, потому что затронутые тобой в этом вопросе проблемы этики (нравственность и мораль, пороки и добродетели человека) подробно рассматриваются Фроммом в упомянутой книге, до середины которой ты уже дошёл. И ответы на него можно найти именно там, что я и попыталась начать делать в том своём комментарии.

Кстати, а ты мой "десерт" поедаешь глазами или ушами?


. А лично я ведь никаких сроков тебе не ставила.

я твой должник за прекрасный совет.

Так что промашечка вышла! )

нет, тут дело не в официальности. Просто я не расчитал силы. Всякие трудности личного характера. Читаю я и в последние несколько месяцев немало. Но, во-первых, в основном короткие произведения - на большие нет сил, да и хочу иметь возможность быстро закончить то, что начал. Во-вторых, ищу лёгкое, развлекательное чтение (дочитываю томик Марка Твена). А книга Фромма не попала ни под категорию коротких, ни под категорию развлекательных.

Мне очень жаль, Женя

Ну что ты! Напротив, я рад. Мне однозначно нравится автор. Я планирую и дальше читать его.

Кстати, а ты мой "десерт" поедаешь глазами или ушами?

глазами. Пометки делаю, возвращаюсь к прочитанному. "когда в делах - я от веселий прячусь"...


Людмила, мне очень понравилась рецензия! Превосходная, красивая (предложения, картинки))).
С таким практичным, жизненным разбором сложившейся семейной ситуации и тяжести её последствий, что со всем хочется только соглашаться.:))
Книгу читала, мне понравилась.
Помню была в шоке от того, как легкомысленный, опрометчивый поступок (как незрелая форма бунта против контроля мужа) Люси повлёк за собой такие разрушения в семье. Трудно было понять, как она могла настоять на том, чтобы никогда не видеться с сыном...
Спасибо тебе!!!:))


Спасибо, Оксана! Я ещё вчера заметила, что какой-то ёжик тут пробегал и понаставил плюсиков всем комментам. А сегодня ты уже и сама проявилась. Мне очень приятно! )))

Да, как слон по посудной лавке, прогулялась эта Люси по своему хрупкому семейному очагу, хранительницей которого она быть не смогла и не захотела. Но ведь погода в доме во многом зависит именно от женщины. А её отказ от общения с собственным ребёнком – это вообще за гранью. Вот если бы Люси хоть кого-то полюбила, то ещё можно было бы попытаться понять (хоть и не оправдать) её. Но сердце героини было абсолютно свободным и пустым, а сына она оттуда безжалостно вытолкала. К сожалению, нарциссические черты задавили в Люси даже ростки любви к Тони. А ведь способность любить зависит от способности человека отойти от своего нарциссизма.


Этот проворный ёжик появляется набегом, наследит и опять исчезает!:)))
Мне Люси очень напоминает Холли Голайтли, та же эмоциональная незрелость, неспособность принимать и отдавать любовь...
Жду следующую твою рецензию с разбором нарциссических черт характера какого-нибудь литературного героя. Это очень интересно!
Надеюсь, ёжик вовремя прибежит.:))


Опасный треугольник это я, зауч и директор )


Да, опасных треугольников много, но лучше в них не застревать надолго. Или же вообще обходить десятой дорогой. )