5 января 2022 г. 20:04

2K

4 Наука или поэзия?

Ответ: Лирическая интерпретация исторических фактов, однако сделанная человеком наблюдательным и проницательным, и потому не лишенная мудрости, за что и заслужила с натяжкой за последнюю главу 4 балла.

Ради чего стоит читать эту книгу?
* Мудрость о толпе - последние 50 страниц произведения.
* Критика идей демократии и равенства - первая половина о психологии народов. Будьте готовы, что никакого решения взамен не предлагается, а делающиеся выводы сложно назвать научными, скорее субъективным мнением.
* Настроения и идеи охватывавшие умы конца 19 века о расовой теории и восприятии женщин - вся книга.

Понравившиеся мысли
* Нельзя навязать цивилизации чужеродные ей идеи/институты. И пусть у разных наций существуют учреждения с одними и теми же названиями, но работают они совершенно по-разному, сообразно душе нации;
* Рассуждениями и доказательствами толпу можно лишь разгневать;

Рецензия

Начну с того, что даже в наш, казалось бы, умнейший век к психологии всё ещё стоит относиться с оспаской. Ведь даже сегодня результаты половины статей по психологии не могут повторить. Не знаю, выработало ли сообщетсво психологов какие-то механизмы для улучшения ситуации, но не сложно представить себе какова ситуация была в 1894 году, когда писались эти произведения. В те годы еще даже не существовал критерий фальсифицируемости, введенный Поппером в 1935 году. Однако нельзя не отдать должное Гюставу, не сказав, что перед написанием этих произведений, он около 25 лет путешествовал по Европе, Азии и Северной Африке и затем написал в сумме полторы тысячи страниц об истории Индии и Арабских стран. По всей видимости, "Психология народов и масс" - это некоторое подытоживание всего, что он успел наблюдать. Множество примеров в книге приводятся на примере Франции, поэтому было бы неплохо иметь представление о том, что там вообще происходило (я не имел).

Если говорить о первой книге: Психологии народов, - то на первый взгляд пусть и может показаться, что в ней содержатся глубокие мысли, но на поверку они довольно размытые и неубедительные. Заключения делаются на основе каких-то риторических трюков. Например, в качестве аксиомы автор отождествляет характер (психику) с анатомией в том смысле, что как в анатомии есть качественные изменения, которым требуются века (образование глаза), так и характер расы - выковывается веками и имеет две части: глубинную/стабильную и поверхностную/изменчивую. Глубинная психика/душа народа базируется на идеях и вере/догматах. Кажется, что на этом вся четкость и заканчивается. Хотелось бы хотя бы иметь таблицу стран и приписываемый им характер. В конечном итоге прочитанное никак не удается проверить временем (прошло ведь как ни как 100 лет), потому что в итоге не понятно, то ли рассматриваемое качество является глубинной частью характера и поэтому надо ждать столетия, пока оно изменится, то ли это поверхностная часть и поэтому изменилась так быстро. Не смотря на это, всё-таки интересно следить за рассуждениями и есть о чем задуматься, т.е. всё-таки можно вынести какие-то неявные заключения для себя, как после художественной литературы. Особенно интересно видеть осуждение демократии и равенства, того, что сейчас по умолчанию принимается чем-то правильным, к чему надо стремиться.

Если говорить о второй книге: Психологии масс (толпы), - то она выглядит более практичной. Все написанное интуитивно легко воспринимается. Хотя есть и сомнительные утверждения, например такие, что толпа из ученых также легко внушаема, как и толпа низкоинтеллектуальная и потому совершенно не важно, кем являются присяжные на суде (не знаю так ли это, но интересно). Самой полезной и интересной частью для меня был последний отдел, где производится классификация и описание некоторых видов толп: преступная, присяжные, избиратели и парламентарии. Прочитав эту книгу, кажется, я действительно стал лучше понимать, как надо вести себя с толпой, если вдруг придется.

Рад, что познакомился с идеями в этой книге.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!