Больше рецензий

7 ноября 2021 г. 20:41

2K

2 «Пусть у тебя всегда будет причина верить». (с)

Книга 2 — «Эти спутанные узы» — рецензия
⠀⠀⠀Как же долго я читала «Ночное кино», что я даже решила отдохнуть, читая излюбленный мной жанр. Обычно я не пишу в таких случаях рецензии, оставляю впечатления при себе, особенно если истории достаточно тривиальные, но так как я часто видела упоминание этой книги в TikTok, я все же решила написать рецензию, описав плюсы и минусы. К сожалению, я не получила большого удовлетворения от прочитанного; есть только пару моментов, которые цепляют, но в остальном все скучное, картонное и предсказуемое. Но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Сюжет книги завязан на молодой воровке по имени Абриелла, которая хочет освободиться от оков контракта, который связывает ее с жестокими людьми, которые не ценят ни ее, ни ее сестру. Абриелла готова сделать все ради своей сестры и ее безопасности, но, когда долг превышает немыслимые пределы, ее сестру продают в рабство. И когда открывается портал в другой мир, мир, где обитают фейри, которые некогда считались хранителями людей, не остается никакого варианта, кроме путешествия в неизведанный мир, где опасность и уловки на каждом углу. Ей предстоит спасти сестру, которая оказалась в руках Короля теней, узнать про свое прошлое, которое не сгорело в пламени, оказаться между молотом и наковальней, понять, кто друг, а кто враг, и, возможно, спасти целый мир. И, самое главное, — обрести свободу.
⠀⠀⠀Эта книжная история — словно компиляция всего излюбленного, шаблонного или популярного. Сложно сказать, что это хорошо, если учитывать, как это использовалась и как это развивалось. В самом начале можно постоянно встретить отсылки на историю Золушки (вредные заносчивые и жадные двоюродные сестры, злобная мачеха в виде мадам, которая владеет ее контрактом, бал с отбором); концепцию типичнейшего отбора невест, который можно встретить то тут, то там, особенно в российском ромфанте (причем эта идея весьма скучная и тривиальная, она как будто фоновая, лишь бы дать возможность главной героине попасть в мир фейри); мотивация — спасти сестру, с которой тоже связаны секреты; предыстория фейри, выполненная по концепции трагичной любви Ромео и Джульетты; снова друг детства, который в friend zone (но оговорка: это было только в начале настолько типично и тривиально, дальше эта идея пошла дальше). Кроме того, книга начинается с весьма тривиальной ноты: «Ночь — время шпионов и воров. Мое время». Парцелляция, которая выражает некий пафос, который постепенно будет увеличиваться по мере развития сюжета. «Лучше воровать, чем голодать», «Но я — не обычный вор» и так далее. Подобное начало взывает отнюдь не позитивные эмоции. Настолько пафосные речи и моменты только выбивают из колеи, особенно когда это ничем не подкреплено. Также писательница, видимо, пыталась раскрыть дилемму вагонетки, когда нужно выбрать того, кого спасешь, а кого оставишь на рельсах ради спасения первого. И скорее всего это лучшая отсылка в этой истории.
⠀⠀⠀История настолько предсказуемая, что почти каждый поворот можно предугадать. Возможно, не сразу, но легко догадаться. Например, встреча с фейри теней и постоянное упоминание теней и их преимущества при воровстве («На тени никто не обращает внимания, и они приносят больше пользы, чем считают большинство людей»). Когда случилось расхождение намерений Абриеллы и Джас, ее сестрой, стало сразу понятно, что будет дальше. Даже предыстория Джас и Абриеллы кажется тривиально простой, даже очевидной, потому что писательница будто намеренно оставляет слишком явные намеки и подсказки, и в итоге, когда какая-то тайна раскрывается, вы уже об этом будете знать. Или, когда Абриелла встречает Финна: кто сомневался, что она впечатлится им? Или кто-то сомневался и не догадывался о поступке и сделке Мордеуса? Или кто-то не догадывался сразу по поводу принца Ронана? Плюс хотелось бы отметить, что вообще не стоило вписывать в сюжет пророчицу, которая оставляла и так большие спойлеры в предсказуемом повествовании.
⠀⠀⠀Возможно, может впечатлить кульминация, развязка и концовка, но в итоге во многом можно все предугадать. Самый интересный момент для меня — это закрепление уз между героями, имена которых упоминать не буду, потому что это дало весомый толчок развитию сюжету и раскрытию персонажей. Но все же после прочтения книги осталась капелька интрига, потому что интересно узнать, что теперь будет делать Абриелла в новых условиях при новых обстоятельствах, как поступит с предательством и как будет развиваться истории Финниана и Ронана.
⠀⠀⠀Что самое грустно, так это то, что мы видим абсолютно пустой мир. Нам рассказывают только про то, что существует два мира — человеческий мир под названием Элора и мир фейри под названием Фейрскейп . Казалось бы, писательница смогла адаптировать известные аксиомы шотландских легенд: например, «кража детей» или ненавистное отношение к фейри. Конечно же, писательница пыталась раскрыть некоторые детали: например, некогда фейри считались хранителями людей, которые помогали им, даже называли ангелами, но все получилось иначе: «Они демоны. Они пришли, чтобы эксплуатировать нас, воровать наших детей и использовать наших детей и использовать людей для размножения». В этом мире есть условно добрые и условно злые фейри. Оперирование жесткими категориями добра и зла (Абриелла), но я использовала слово «условно», чтобы показать, что это не так. Но возникло ощущение, что писательница не справилась, и в итоге все настолько картонное, что даже начинаешь зевать. Где раскрытие авторского мира? Где история, которая дополняется деталями мира? Мы видим мир, который даже не уникален. Например, хорошие примеры, в которых были использованы те же концепции: «Королевство шипов и роз» С. Маас, «Воздушный народ» или «Зачарованная» Х. Блэк, «Железные фейри» Дж. Кагавы, «Искушение» Дж. Арментроут и так далее (оговорка: представленные книги не являются идеалом, но в сравнении они явно имеют преимущества перед данной книгой). Книга по типичности напоминает книгу «Deal with the Elf King» Э. Ковы, где ощущается тот же кризис идей и концепций, который писательницы не пытаются никак решить. Возможно, такая ситуация будет только в первой книге, ведь это будущая серия. Но уже грустно и обидно, что дебютная книга представляет такое.
⠀⠀⠀Поговорим о некоторых персонажах. Абриелла Кинкейд — главная героиня, которая выживает с помощью воровства и работы на жестоких людей. При этом она живет по определенным принципам, о которых часто говорит, но в то же время среди них можно обнаружить замашки на Робин Гуда («Я краду только у тех, у кого есть больше, чем им нужно»). Кроме того, у нее можно обнаружить и синдром спасителя, хоть не в самом раскрытом виде. У нее можно увидеть и максимализм: она боится всех фейри, но особенно фейри теней; она стремится всех обобщить. Ее цель в жизни — освободиться и стать самостоятельной, и это будет прослеживаться на протяжении всей книги. Да, она будет спасать кого-то и помогать кому-то, даже ценой своей свободы, но при этом за всем этим можно заметить желание вырываться из тисков. В самом начале сложно назвать главную героиню безбашенной и рисковой, потому что она явно осознает опасности и риски. Но дальше героиня, видимо, забывает, что такое риск и осторожность. Затем главная героиня считает себя закрытой в плане эмоций, но при этом все легко понимают, что она чувствует к кому угодно. А еще она слишком доверчивая, например, в диалоге с Претой. Ну, словно фея-крестная!
«В этом мире наша самостоятельность — это все, что у нас есть. Не позволяй загнать себя в угол. Не позволяй отчаянию влиять на твои решения».
⠀⠀⠀Если говорить про Финниана (Финна), то здесь двойственные ощущения. С одной стороны, касательно меня, мне нравятся такие персонажи, которые и старше, и опытнее, и опаснее, у которых есть трагичная история, которая сильно влияет на настоящее героя. Плюс персонаж весьма эрудированный, прямолинейный, принципиальный, осторожный. Он умеет манипулировать, но позволить манипулировать собой — никогда (чего стоит его высказывание про пассивную агрессию). Даже благородный, ведь он мог воспользоваться той самой ситуацией с Абриеллой (но, может, даже этот шаг — заранее спланированный ход?). Очень цепляли его слова про надежду («Что действительно опасно, так это отсутствие надежды»). А как красиво он выражается: «Каждая звезда на этом небе сияет для тебя». С другой стороны, дуализм принца Ронана и Финна настолько ощутимый, настолько тривиальный, настолько типичный, что даже тошно. Да, у этих персонажей есть свои особенности в рамках этого книжного мира (например, у Финна — трибуты), но из-за картонного мира все это кажется настолько мизерным.
⠀⠀⠀Про Себастьяна я постараюсь говорить менее подробно, потому что, несмотря на предсказуемость, не хотелось бы раскрывать все детали. Во-первых, персонаж кажется милый, даже заботливым, но эта забота порой переход в гиперопеку, как будто он представляет Абриеллу ребенком, который не может о себе позаботиться. Да, она совершала и совершает глупости, но кто не без изъяна? Во-вторых, его развитие весьма быстрое, порой даже слишком быстрое, потому что резко меняется поведение при смене ролей и раскрытии себя. В-третьих, концовка с ним во многом предсказуема, но все же с ним связаны более-менее интересные моменты и повороты, что не может не радовать.
⠀⠀⠀История Финниана и Абриеллы, Ронана и Абриеллы чем-то напоминает историю Ризанда, Тамлина и Фэйры из «Королевства шипов и роз». Конечно, есть очевидная разница, но возникало ощущение, будто есть что-то схожее. Например, в плане отношений, развития истории в связке с персонажами. Или же отсылка на Королевство в виде команды Финна: например, Прета напоминает Мор очень сильно.
⠀⠀⠀Некоторые диалоги и моменты вызывали конфуз: диалог между Абриеллой и Себастьяном по поводу его опасений, связанных с идеей путешествия в Фейрскейп; высказывание гоблина, которые предлагает забыть о сестре и наслаждаться свободной жизнью; осуждение Абриеллой принца Ронана, который не приехал на отбор (почему-то она не думала, что его тоже могут заставить, но зато чувство справедливости обострилось в одну сторону); высказывания Мордеуса о бесценности главной героини при апеллировании к странным фактам. Но самое смешное, быстрое и нелепое — это развитие влюбленности у главной героини и Финниана. Что это вообще было? Знакомы всего ничего, и тут какие-то необъяснимые порывы («Что, если все это что-то значит? Что, если Финн для меня больше, чем учитель и друг?»). Это было настолько глупо, нелепо и даже неловко.
⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): предыстория Финниана и его развитие в рамках сюжета; интрига после концовки; дилемма вагонетки. Слабые стороны (минусы): противоречивая Абриелла; предсказуемость почти всего сюжета; тривиальность и шаблонность идей, концепций и отсылок; нелепые моменты, которые были описаны в рецензии, — это как плохая изюминка книги; абсолютно пустой мир; скучные персонажи.
Выводы:
⠀⠀⠀Не могу сказать, что я отдохнула после прочтения книги, как я того и хотела после «Ночного кино», но, думаю, книга заставила задуматься об этом жанре. Сейчас очень сложно найти ту серию книг или ту книгу, которая будет уникальной или необычной. Это надо действительно постараться. После этой книги возникает ощущение, что есть своеобразный кризис жанра и кризис идеи про фейри в книжных мирах. Я часто читаю книги YA с такой тематикой, которые не имеют перевода на русском языке, и вот реально, виднеется настоящий кризис идей. Все у друг друга пытаются копировать, особенно у мастодонтов Х. Блэк и С. Маас (не только у них, но ассоциации приходят скорее с ними). Это грустно и печально, потому что мне нравятся шотландские легенды: они удивительно жестокие и удивительно загадочные. Увы, эта книга оставила скорее отрицательные впечатления, хоть и есть интрига в конце. Скорее всего я прочту будущие книги, но я сомневаюсь, что ситуация может сильно поменяться. Но хочется надеяться, что будет такой же случай, как с «Тенью и костью», ведь первая книга достаточно слабая, но потом писательница задает нехилый ритм. Рекомендовала бы ли я эту книгу к прочтению? Скорее нет, чем да. Чего-то супер нового или необычного вы тут точно не встретите: типичные образы, шаблонные концепции и идеи, пустой мир без изюминки.