Больше рецензий

14 июня 2023 г. 22:59

2K

4 «Надежда — вечная приманка, особенно для голодного ума». (с)

Книга 2 — «Королевство гнева и тумана» — рецензия
Книга 3 — «Королевство крыльев и руин» — рецензия
Книга 3.1 — «Королевство стужи и звёздного света» — рецензия
Книга 4 — «Королевство серебряного пламени» — рецензия
⠀⠀⠀Почти два года решалась, и вот наконец-то — возвращаюсь к любимому циклу (по крайне мере к любимой первой половине цикла). Давно хотелось повторить незабываемое путешествие с миром КШИР, который когда-то смог увлечь безвозвратно. Для меня Сара Маас — писательница, на которую хочется равнять всех в Young Adult и New Adult. Она как бенчмарк для современных авторов небезызвестного жанра. Неудивительного, что у меня столько отсылок на её книги или персонажей, и неудивительно, что многие вдохновляются её творчеством (порой, не стесняясь, копируют). Захотелось освежить впечатления, а, возможно, что-то пересмотреть (явно что-то будет иначе). Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Человеческие земли, отделённые Стеной от Притиании, земель пугающих фэйри. Все боятся их, поэтому стараются держаться от них подальше. Фейра, девятнадцатилетняя смертная девушка, живёт по жестоким правилам жизни. Ей приходится заниматься охотой, чтобы обеспечить семью пропитанием и средствами. Неожиданно на охоте она убивает необычно огромного волка, чья смерть приводит к непредвиденным плачевным последствиям. Перед ней встаёт выбор: или он отплачивает своей жизнью как око за око, или навсегда отправиться за Стену. С этого момента начинается выживание на землях фэйри. Фейра сталкивается с новой реальностью, раскрывая тайны Притиании и особенно Двора весны. Героине предстоит встретиться с опасными фэйри, которые могут убить её в любое мгновение: кровожадная самопровозглашённая королева, таинственный правитель Двора Ночи, импульсивный и недоверчивый подданный. Загадки и неведомое проклятье, жизнь и смерть, недоверие и симпатия, опасность и надежда.
«Радуйся своему человеческому сердцу, Фейра. Жалей тех, кто вовсе ничего не чувствует».
⠀⠀⠀Задумка книги простая и понятная — есть концепция избранной / особенной, которая может изменить всё. Затем мир, построенный на предрассудках и страхе. С одной стороны, очередная история про избранную, но, на самом деле, всё получается намного сложнее. Не так заметна «избранная» — только под конец второй половины книги. Сначала мы видим становление героини и её развитие, поэтому такая распространённая концепция воспринимается проще. Но иногда задаёшься вопросом, почему Фейра смогла, а другие нет. Многое можно переложить на «проклятье», но вопрос остаётся актуальным.
«Я дала обещание, которое привыкла выполнять. Без этого обещания я чувствовала себя пустым местом».
⠀⠀⠀Если говорить про сюжет, то его можно поделить на две условные части: до отправления Фейры обратно и после возвращения в Притианию. Первая часть — размеренная, ознакомительная, погружающая. В ней есть интересные события, но сложно сказать, что он отличается насыщенностью. Но вот вторая часть — драма на драме, раскрытие тайн, динамичность. Таким образом, получается понятная градация, без американских горок — всё спокойно и размеренно, проще адаптироваться к новому миру. В целом сюжет во многом предсказуемый, но удивление возникает на уровне открытий между персонажами. Предсказуемость и умение удивлять — интересное сочетание.
«В детстве я верила, что чудовища водятся только по другую сторону Стены. Повзрослев, убедилась: их более чем достаточно и в мире людей».
⠀⠀⠀Одна из сильных сторон цикла — книжный мир, очаровывающий и приковывающий внимание. Маас постепенно, даже осторожно погружает читателя в свой мир. Порционно, со вкусом и пониманием, как нужно делать. Происходит значимое событие, после этого проводится «лекция», чтобы мы понимали, в каких условиях находятся герои. Расы и монстры, законы и принципы, мифология и детали. Конфликт мира строится на известной литературной традиции, которая часто повторяется в книгах YA/NA и других. Люди боятся того, чего сами не видели — а именно фэйри. Этот страх прививается с детства, поэтому неудивительно, что мы видим озлобленную Фейру и других людей. Таким образом, складывается много стереотипов и предрассудков, с которыми герои будут бороться н протяжении всего цикла. Но стоит подчеркнуть, что книжный мир Маас довольно простой. В нём нет сложного мироустройства, нет серьёзной религиозной системы и т.д. Даже земли, о которых мы узнаём, на самом деле легко запоминаются. Это, конечно, не миры Толкина, Мартина, Гудкайнда и других мастодонтов. Но всё же в мире КШИР есть свой шарм — даже в простоте. Порой не нужно усложнять, простота может стать главнее.
«Когда приходится отвечать не только за собственную жизнь, учишься гораздо быстрее. Начинаешь делать то, что должен».
⠀⠀⠀Фейра — привлекательная героиня с точки зрения своего характера и поведения. С самого начала видим прагматичную и расчётливую девушку, которая пытается выживать и помочь своей семье. Той же охотой она занимается по нужде, а не по желанию (что очень важно для понимания её поступков). Фейра может быть жестока, холодна и груба, но она сама понимает. Это и привлекает в ней. Но потом развитие идёт по неожиданному пути — Фейра раскрывается как мягкая и ранимая девушка, которая просто хочет любви, заботы, уважения и доверия. Именно этого ей не хватало на протяжении всей жизни. Мы видим травмированного человека, который как мотылёк летит к опасному свету — к Тамлину. Она как типичный случай, когда человеку нужно было быть сильным ради семьи (даже не ради себя), а тут ей предлагают защиту и очаровывают. Тут она и попадает в ловушку вранья и тайн. Поэтому развитие Фейры кажется довольно реалистичным и интересным (но, конечно, глупости, бывало, не занимать ей). Настоящая роза, которая защищается шипами от внешних угроз. Но раньше я относилась иначе, сейчас же видишь реалистичные нотки.
«Бессмертие обрекает на скуку, а скука, как известно, мать всех безрассудств».
⠀⠀⠀Другие персонажи тоже вызывают дискуссии на протяжении всей книги. В первую очередь Тамлин, вызывающий сомнения с самого начала. Такой галантный и очаровательный, а это легко вызывает вопросы. Он умеет пользоваться слабыми местами, особенно Фейры. Как ни относись к нему, Тамлин выглядит мастером манипуляций, по крайней мере на первый взгляд, но, очевидно, дальновидности ему не хватает. Возможно, хороший тактик, но неумелый стратег — это больше касается будущих действий. Что касается Ризанда (при всей моей любви к нему), он ведёт себя как настоящая сволочь (поцелуи без разрешения, грубое поведение и пр.). В нём особенно сильно проявляется принцип: цель оправдывает средства. Но не оправдывает поведение. Говоря об Амаранте, то она представляется как импульсивная, даже безбашенная фэйри, готовая на всё ради мести и сохранения своей власти. Иногда задаёшься вопросом: как она так долго продержалась со своей импульсивностью? На самом деле, несмотря на её кровожадность и неплохую предысторию, она кажется довольно слабой антагонисткой. В целом персонажи живые, вызывают эмоции и дискуссии, влияют на сюжет (и наоборот). Конечно, могут возникать вопросы к поведению, но на многое легко закрыть глаза.
«У сильных и жестоких тоже бывают свои слабости».
⠀⠀⠀Кроме того, книга уже закладывает будущие конфликты разного масштаба. Например, между сёстрами: Фейрой, Нестой и Элайной. Пока перед нами перспектива Фейры, которая сталкивается с агрессией и непониманием. Они выглядят как очередные версии сестёр из «Красавицы и чудовища» (или «Аленького цветочка») или «Золушки». Неприятные, избалованные, вызывающие только негатив. Но уже есть намёки, как они травмированы поступками отца и смертью матери. История ещё покажет их перспективы, а пока нм остаётся смотреть на неприятных сестёр. Затем другой конфликт, пока менее очевидный, — это Сонное королевство, которое находится на отдельном острове.
«Не всем нравится мех и клыки, кто-то предпочитает крылья и когти».
⠀⠀⠀Авторский стиль простой — нет сложный конструкций, читается быстро и просто. В самом начале видно (по крайней мере в переводе), как для усиления эффекта авторка использует парцелляцию. Сложно сказать, есть ли изюминка в стиле. Скорее всё по-обычному, не за что зацепиться. Кроме того, довольно подробно делится внутренним миром Фейры — мы узнаём буквально всё. Подробный POV получился. Иногда Маас переходил на детали повседневных действий, которые можно было опустить. Итого, ни рыба ни мясо.
Выводы:
⠀⠀⠀В своё время книга сильно впечатлила меня — я не могла оторваться, всё читала и читала без остановки. В целом впечатление осталось такое же, но в некоторых моментах поменялось мнение — например, по поводу поведения Фейры, которая раньше бесила больше. Сейчас же н её поведение смотрю иначе — вижу даже реалистичные нотки. Кроме того, поняла, что мир КШИР довольно прост, но эта простота даже привлекает. Обычно я выступаю за сложное и детальное мироустройство, тут же всё на должном уровне, на мой взгляд. Авторский стиль тоже не выделяется, но общая картинка и впечатление от этого не портится. Слишком притёрлась к циклу, видимо. Сюжет и задумка тоже в категории обычности и простоты, но Маас не уходит в излишнюю тривиальность, она как будто бы находит нужный уровень. Конечно, можно найти и шаблоны, и предсказуемость, но стоит признать, что Маас стала ориентиром для многих современных авторов (по крайней мере, ранняя Маас). Хочется увидеть будущую экранизацию и увидеть актёров, которых выберут (но даже страшно). Рекомендую ли я эту книгу? Да, особенно фанатам YA/NA, т.к. надо знать, скажем так, «истоки» многих миров фэйри и персонажей, похожих на Ризанда. Да и в целом история может увлечь и очаровать, а также заставляет задуматься над поступками персонажей (в хорошем плане).

Комментарии


А я у неё начала читать другой цикл, чет забросила. Никак не вернусь, уже многое забыла, эхх.


Наверное, это был цикл про Селену, для меня это более скучный цикл, да ещё настолько затянутый, сама несколько бросала и начинала(

Он самый)) Не особо люблю фейри, не сложилось с ними. Поэтому для меня он более привлекательный. Дочитала до 3-й части, смутило наличие очередной любовной симпатии :D


Ой, понимаю, для меня КШИР все же любовь, и тут фейри нормально воспринимаю, в других книгах уже тяжелее, потому что много шаблонов или вообще никак не развивают) да и раздражает, что теперь их используют все кому не лень

да и раздражает, что теперь их используют все кому не лень

Читала цикл Холли Блэк и Кнайдль, как-то не особо впечатлили, осадок остался. А Город Полумесяца у Маас не читали? Поглядываю на него, но отзывы полярные, не решаюсь ((


К Блэк отношусь спокойнее, там есть схожести, но в целом терпимо. Но, например, у такой, как Рейвен Кеннеди, уже не очень. А вот Город Полумесяца даже не пыталась пока, тоже сомневаюсь, не хочу портить впечатление пока))