Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

15 августа 2021 г. 21:06

392

4 Флавия и труп с бантиком,

или Как правильно встречать Рождество
_______________________
Что мне нравится в книгах про Флавию де Люс, так это то, что все (кроме шестой) можно читать по отдельности, как самостоятельные произведения. И «Призраков» я определённо хочу перечитать в декабре (вместе с «Рождественской песнью» Диккенса и каким-нибудь приятным зимним фэнтези), потому что эта книга стала одной из любимых в серии.
Ну скажите, что может лучше подчеркнуть атмосферу Рождества, чем убийство? Тем более, что Флавии такая мелочь, как смерть знаменитости, гостившей в их доме, не может омрачить праздник.
Другое дело, очередной — она уверена — злой розыгрыш её сестёр: как они посмели сказать, что Деда Мороза не существует?! Ух, она им покажет! Причём буквально: она намажет дымоход суперклеем собственного изобретения и поймает Деда Мороза, так сказать, на горячем. Против живого доказательства сестрицам нечего будет возразить.
А ещё настроение Флавии портят нешуточные финансовые проблемы их отца, из-за чего де Люсы вот-вот потеряют дом. Призрак расставания с Букшоу — и с детством, если на то пошло, — постоянно маячит на грани сознания у Флавии и у читателя, мешая предвкушать праздник. К счастью, отец находит временное решение: сдать поместье в аренду кинокомпании. Этих денег им хватит на полгода. Сказано — сделано.

И вот съёмочная команда врывается в их жизнь! Члены команды тихо и незаметно настраивают оборудование, развешивают гардероб, устанавливают декорации. Режиссёр предсказуемо всеми командует. Актёры блистают, как им и положено. Полковник де Люс изображает радушного хозяина, когда не успевает спрятаться в своём кабинете; Офелия в восторге — вот её шанс дебютировать!; Дафна ворчит, как любой книжный червь, которому мешают читать. Флавия же держит ушки на макушке и активно социализируется: знакомится с постановщиком света, сближается с ведущей актрисой, подслушивает ссоры между актёрами и режиссёром. В Букшоу много людей, и все чем-то заняты.
Прежде чем произойдёт долгожданное убийство, людей в поместье станет ещё больше: святой отец затеет благотворительный вечер, во время которого ведущие актёры выступят с отрывком из «Ромео и Джульетты». Трагично-романтичная история любви под Рождество позволит ему собрать немало денег, так что святого отца можно понять. Но из-за бури всем присутствующим зрителям придётся остаться в Букшоу на ночь… И именно в эту ночь кто-то убьёт ведущую актрису! Чшиорт побьери, ещё никогда у Флавии не было столько подозреваемых! Как же это увлекательно! Лучшее Рождество в её жизни!

И не скажешь, что это завязка очередного готического романа из готической детективной серии о расследованиях одиннадцатилетней девочки, правда? В каком-то из обзоров серии на русском языке я прочитала, что она считается готической, и меня накрыло — гомерическим хохотом, возмущением, бурей чувств (нужное подчеркнуть). Не то чтобы это было откровенной чушью и не то чтобы я разбиралась в жанрообразующих чертах готических романов. Но как-то я всё-таки готику себе иначе представляла.
Если опустить «готишность», то «Призраки» близки самой классической детективной классике, и это определённо идёт им на пользу: готовые продуманные декорации, цельный сюжет, увлекательная и логичная интрига, схватка с противником лицом к лицу, фееричная разгадка, и вдобавок — такое сочетание иронии и смерти, с которым не заскучаешь. А сцена, в которой Флавия сталкивается с убийцей лицом к лицу, и вовсе одна из лучших в серии. В каждой книге Флавия рано или поздно встречалась с убийцей, зная или догадываясь, что вот этот человек приложил руку (ногу, шприц, кабель, платок и т.д.) к смерти жертвы. И абсолютно все встречи проходили по-разному. Но лучшими я считаю те, где напряжение было максимально возможным, а опасность для жизни Флавии оставалась неведомой, но реальной, — и таких встреч было всего две: в «Призраках» первая, в «Суде молвы» вторая (хотя там Флавия оказалась спиной к убийце, а это немного другой коленкор).

Из всего выше написанного легко догадаться, что это моя вторая любимая книга в серии (наравне с «Сорняком»). Мне даже трудно отыскать в ней серьёзные недостатки. Припоминается только одно: автор никак не использовал в сюжете тот факт, что в Букшоу на момент убийства была огромная толпа народу. Ну была и была, расследованию это никак не мешало и не помогало, на убийство тоже почти не повлияло (актрису убили бы, даже если бы всей этой толпы не было; но сам факт наличия толпы как будто помогает человеку, замыслившему убийство, чувствовать себя спокойнее). В итоге мне не понятно, зачем надо было наводнять всеми этими людьми Букшоу, да ещё и заставлять бедолаг спать на холодном полу. Разве что для того, чтобы загнать де Люсов поглубже в долговую яму? Ведь всех надо было накормить — и не по одному разу.
И ещё один минус: в третьей книге Флавия нашла портрет матери, и было сказано, что спустя две недели отец повесил картину в лаборатории дочери, а здесь уже говорится, что это произошло на следующий день. Тут или переводчик не смог передать какой-то оттенок смысла, или автор путается в показаниях.

Но зато ещё два паззла из тех, что составляли Харриет, встали на место. В старинном издании «Ромео и Джульетты» Флавия обнаружила инициалы своих родителей и позднее была поражена, какую силу чувств показал её отец, не пожелав расстаться с этим крошечным свидетельством их любви — даже ради спасения дома, который принадлежал его любимой жене. В другой раз Флавия с Дафной (редкий случай) рассматривали рисунок настурций, который Харриет нарисовала в школе. Как же Флавии хотелось побить того учителя, который посмел поставить их маме не высшую оценку! И здесь, мне кажется, даже не так важен тот факт, что Харриет почему-то училась в Канаде, как важен сам образ той юной девочки, которой она была, и как важно спонтанное желание Флавии её защитить.

«Призраки» хороши во всех аспектах: и в целом сюжетно, и в деталях. В этой книге по сравнению с предыдущими, возможно, больше какого-то злого веселья, но и намного меньше чувств, которые сдерживают или подавляют. И мне это нравится.

P.S. Напоследок как обычно оставляю небогатый улов книг, которые упоминались в книге.

Цикл «Тайны Букшоу» (иначе «Загадки Флавии де Люс»): 1. «Сладость» — 2. «Сорняк» — 3. «Селёдка» — 4. «Призраки» — 5. «Гробница» — 6. «Мертвецы» — 7. «Сэндвич» — 8. «Пёстрый кот» — 9. «Суд молвы» — 10. «Локоны».