Больше рецензий

23 марта 2021 г. 20:35

757

4

Как-то так получилось, что для русскоязычного читателя все же ближе западная культура. Литература и кинематограф, новости, путешествия, интернет, личные знакомства дают нам хотя бы ориентировочное представление об их образе жизни, обычаях и традициях. В последние годы появился интерес к странам Дальнего Востока. А вот Ближний Восток, особенно современный, сказки Тысячи и одной ночи в голливудских версиях же не в счет, мы не знаем от слова *абсолютно*.
Там неспокойно, постоянные войны и революции с переворотами, радикальные исламисты, теракты и почти никаких прав у женщин. Все страны с относительно светскими, но диктаторскими правительствами демократизировали до состояния полного хаоса. Вот и Афганистану повезло. На протяжении XX и XXI веков осчастливить его пытались постоянно.
Дженни Нордберг выросла в Швеции, но потом переехала в США и в этой книге будет все же более американский взгляд на проблему афганских женщин. Хотя надо отдать ей должное, во многих вопросах она приводит факты, дает слово своим героиням, не искажает его и старается быть объективной.

Далее меня многобуквенно бомбит от прочитанного. Да, я знала, что афганским женщинам живется не сладко, но пока в побробности не окунешься, не поймешь насколько все плохо...
Сделать Афганистан более светским государством пытались давно. Еще в начале 20 века король Аманулла-хан начал вводить образование для женщин, запретил продавать девочек и ограничил многоженство, но традиционалисты-пуштуны взбунтовались и гос переворот положил конец мечтам о реформах. В 60-х годах очередной правитель Мухаммед Захир-шах предпринял похожие попытки. Кстати, в книге это не указано, но в других источниках есть информация, что оба короля-реформатора посещали СССР, а последний водил близкое знакомство с Хрущевым и Брежневым, даже был в Евпатории, там же его матушка еще при монархии проходила лечение.
В 60-70-х вроде как дело пошло, но преобразования коснулись только столицы, а в афганском *замкадье* все оставалось на прежнем уровне дремучести. В 80-х годах в игру вступили местные коммунисты и под руководством советских коллег начали наводить порядок и в глухих деревнях.
Одна из главных героинь книги Азита вспоминает те годы, как счастливый сон. Она и сотни других девушек закончили университет, девочки из сел ходили в школу и учились читать-писать, хотя бы небольшая часть из них получили профессии. Статистика до 80-х годов была похожа на российскую до революции 1917 года, 90% безграмотного населения. Сама Азита вспоминает, как спокойно ездила в универ на трамвае, носила школьную форму, была капитаном женской волейбольной сборной, мечтала получить научную степень, как отец, или на крайний случай стать телеведущей. Море возможностей.
Мерзкие коммунисты запретили педофилию и установили возрастной ценз для брака — девушкам с 16 лет, парням с 18. Как пишет автор - *Женщины начали работать врачами и журналистами, шли служить в полицию и армию, стали юристами. Формировались союзы и ассоциации, и время от времени женщины становились во главе этих организаций. В столице была запрещена сегрегация в ресторанах и общественном транспорте.*
Дремучие мужики из глубинки почувствовали, что дело плохо, скоро и до разводов дойдет, и до прочего позора. И так уже гадкие коммуняки договорились до пропаганды выхода замуж не из-за величины колыма, а только по любви и согласию самих невест) Моджахеды объединились с пуштунами, а тут и Талибан подоспел образоваться. Я сильно упрощаю, конечно, просто контуры намечаю лишь по линии прав женщин, которым и посвящена эта книга.
Автор критикует коммунистов за слишком поспешные преобразования, но когда описывает последующие действия США, которые даже таких успехов не добились, то никаких претензий нет. И признает поддержку радикальных исламистов. Враг моего врага мой друг.
Сопротивление Советам поддерживалось щедрым финансированием и материально-технической помощью из-за рубежа: президент США Джимми Картер объявил, что советское вторжение в Афганистан являет собой «величайшую угрозу миру со времен Второй мировой войны». Борьба против коммунизма воспринималась как битва между добром и злом, и исламские фундаменталисты оказались превосходными партнерами в этой миссии, ибо у них тоже были четкие представления о добре и зле, пусть и с несколько иной точки зрения.

Вызывает печальную улыбку момент, когда автор рассказывает о том, что критики местных не избежали и американцы.
Разражаясь время от времени гневными тирадами по поводу американцев – «новых оккупантов», – афганцы в Кабуле порой ностальгически вспоминают советскую эпоху, когда, как они говорят, был порядок, улучшение инфраструктуры и социальные программы, которые работали лучше, чем созданные амрикан, под каковым определением обобщают все иностранные государства, составляющие международную коалицию.
Кроме того, хоть русские и были оккупантами, кабульцы часто отзываются о них как о меньшем зле по сравнению с разрушениями и хаосом, которые пришли вместе с моджахедскими внутренними распрями. Однако та же самая неохотная похвала изредка отпускается и в адрес талибского правления, которое пришло на смену русским – и которое жители столицы, кажется, почти поголовно ненавидели, пока Талибан был у власти.

Такой вот идеальный демократический мир получился, что и коммунистов, и талибов вспоминают не как самое большое зло. Порядок все же ценится среди народа чуть больше, чем хаос с частыми террактами.
Критики коммунистов встречается достаточно, но порой выглядит довольно забавно, когда автор буднично преподносит слова одного местного персонажа - *Когда он был молод, русские научили его, что женщины должны быть частью общества, и нечего прятать их за запертыми дверями*, а в конце книги почти что с восторженным придыханием цитирует сильных мира сего - *Это не просто аргумент за права человека, это аргумент Уоррена Баффета и Кристины Лагард: страны, которые хотят развивать свою экономику и стандарты жизни, не могут себе позволить сажать под замок половину своего населения.*
А потом довольно спокойно сообщает - *Однако я прекрасно сознаю, как мне не раз говорили американцы, что «Швеция не имеет значения».* Напомним, что автор шведка и это для нее, феминистки и борца за равные права, совершенно нормально)
Но вернемся к дальнейшему рассказу. Все знают, как закончилась эта борьба добра со злом, но для главной героини Азиты настал Ад. С семьей они бежали в глухую провинцию к родственникам и там ей пришлось для спокойствия выйти замуж за безграмотного крестьянина, своего двоюродного брата.
Семья, в которой не рождаются мальчики, презираема всеми. Это изгои по социальному статусу. У Азиты родилось 4 дочери. Автор довольно подробно разобрала последствия для матерей только дочерей. Женщину, вернувшуюся из больницы или от повитухи с девочкой, могут не кормить несколько дней, поселить в хлеву, побить и всячески гнобить и унижать. Не убили и пусть спасибо скажет. Были и такие случаи.
Если муж все же не зверь, а человек довольно адекватный, то семья идет на уловку. Вознаграждается местный мулла и он объявляет очередную рожденную девочку мальчиком. Это такой секрет Полишинеля, все в округе знают правду, но воспринимают, как должное. Потому что лучше такой поддельный сын, чем никакого. Ребенка стригут коротко, одевают, как мальчика, он-она может играть с мальчишками на улице, есть вместе с мужчинами, сопровождать сестер (а им без родственника мужского пола нельзя выходить на улицу). Такая практика не афишируется, но и особо не скрывается. Сами афганцы чужакам о таком не рассказывают, а те не догадываются об этом спросить. У автора был маленький шок, когда она открыла для себя эту тему.
В Афганистане нет прав у женщин и у детей, все решают отцы. Когда такой *мальчик* вырастает, то во время начала полового созревания его могут внезапно опять переодеть в девочку и продать замуж. Представляете, как ломается психика такого ребенка? В детстве ребенок не против смены пола, у мальчиков возможностей больше. Пока западные кипятком писают на трансгендерные темы, Афганистан впереди планеты всей таким вот радикальным способом.
Ясно, что статистики по этому вопросу не существует. Там перепись населения много лет не проводилась, все оценивается по косвенным признакам. Цифра средней продолжительности жизни разнится. По данным ЦРУ и ООН она переваливает за 60 лет, а более вменяемые местные данные колеблются между 44 и 47 годами. А вы хотите точности по трансгендерам)
На этом моменте надо порадоваться, что книга издана на Западе в 2014 году, а не сейчас. Ибо сегодня бы распяли за смелый вывод о девочке-мальчике Захре, которая категорически отказалась в подростковом возрасте вновь становиться девочкой и вести себя соответственно -
нельзя утверждать, что она родилась с проблемой гендерной идентичности. Напротив, похоже, что такая проблема у нее развилась. Это, в свою очередь, говорит о том, что нарушение гендерной идентичности у человека может быть создано искусственно.

По нынешним временам идея о том, что воспитание и соответствующие поощрения в детском возрасте тоже могут влиять на формирование гендера, практически ересь и за это сжигают на толерантных кострах.
В книге есть разные примеры восстановления статус-кво. Кто-то из детей чуть пострадал и смирился, а кто-то решился на бунт или поиск компромисса с родней. Жизнь женщин настолько ужасна, что почувствовав себя в шкуре мужчины, познав все свободы, возвращаться к жизни, что ведут сестры и мать нет никакого желания.
О замужестве по любви в афганском обществе и речи не идет. Редчайшие случаи все же есть. Например, журналистке удалось побывать в гостях в довольно счастливой семье. Двоюродные брат и сестра заглядывались друг на друга и родители их поженили. Родственные браки, по нашим меркам практически инцест, в Афганистане не редкость. Считается, что это укрепляет влияние и финансовую стабильность клана и племени.
Книгу моментами читать откровенно жутковато. Мне кажется, что в каждой стране мира есть свои трудности и проблемы, но родиться девочкой в Афганистане это все равно, что попасть в Ад на Земле.
Замуж отдают, как только началось половое созревание, а иногда и раньше, педофилов тоже достаточно. Потом твоя пожизненная задача рожать чуть ли не каждый год, желательно только мальчиков, всю жизнь ходить укутанной с головы до пят, на улицу лишь в сопровождении мужчины, безграмотность, тяжкий физический труд, свекровь отрывается на тебе за свою жуткую молодость, а ты будешь отрываться на женах сыновей. Петь и танцевать нельзя, читать смысла нет и нечего, ничего нельзя, глаза в пол, посмотреть на окружающих прямо можно только раз, потом ты сразу шлюха и падшая женщина.
Коснулась вопроса сексуального насилия взрослых над мальчиками, многие военные держат таких мальчиков для разрядки и не считают это гомосексуализмом, за который можно и репутацию потерять, и жизнь. Насилие над детьми любого пола там норма.
Помимо ужасов автор вскользь показала, как устроен быт этих людей. В основном, конечно, она показывает столичных жителей. Да все журналистское расследование идет вблизи от военных патрулей и блокпостов, хотя её водитель все равно старался к ним не приближаться. Террористы-смертники часто выбирают военные объекты своей мишенью. За пределы столицы западным журналистам лучше не соваться. Описана одна поездка на пикник, но в сопровождении кучи военных и то к ближайшему ручью. И еще автор побывала в родной деревне Азиты, но то особый случай.
Телевидение в Кабуле в основном спутниковое или кабельное, не всем по карману, транслирует программы-фильмы-сериалы из Турции и Индии, я с удивлением узнала, что там пользовался популярностью болливудский аналог *Сумерек* о любви вампира и смертной девушки) И до Афганистана эта зараза доползла)
Дети смотрят на кассетах (а дело было с 2008 по 2011 год) диснеевские мультики. Но все это, повторю, в столице и в достаточно либеральных семьях. Традиционные отцы и мужья запрещают подобное - ведь в этих фильмах-сериалах любовные истории показывают, а вдруг дамы замечтаются и репутацию потеряют.
Местами в тексте есть мелкие логические странности, но не критичные, я все списывала на *Восток - дело тонкое, Петруха!*)
Но иногда журналистка по-настоящему удивляла.
Да и то, что женщина в любой точке земного шара способна быть сексуальной, – тоже идея сравнительно недавняя. Только в 1950-х годах благодаря исследованиям Альфреда Кинси и других ученых  идея о том, что женская сексуальность во многих отношениях сходна с сексуальностью мужской, начала мало-помалу утверждаться. До этого здоровая женщина в западной литературе и науке была женщиной асексуальной.

Данная ремарка заставила меня думать, что я какую-то неправильную классическую литературу читала. Что в античных сюжетах боги со смертными отжигали и сексуальность у дам зашкаливала порой, что в другие века не отставали. Про научные труды по теме не скажу, я все же не сексолог и вопрос пристально не изучала. Да, были перекосы в общественной морали, но это все равно, что современную медицину представлять по теориям господина Малахова с его силой земли и огурцов)
В целом книга интересная, но несколько затянутая. Понимаю желание автора написать обо всем и сразу, меня саму во время чтения бомбило и хотелось выплеснуть свои впечатления. Но она уж слишком часто повторялась по многим аспектам. Автор — человек с типичным западным воспитанием, это заметно, и рассчитана книга на аналогичных читателей.
Вроде бы все это я и так знала, но это было далеко и подсознание позволяло лишь отстраненно констатировать факты. А тут я погрузилась и прониклась.
свернуть

Комментарии


Что в античных сюжетах боги со смертными отжигали и сексуальность у дам зашкаливала порой, что в другие века не отставали.

Насколько я знаю, это в XIX веке сформировалось представление о том, что здоровые женщины - исключительно целомудренны. До этого (XVI-XVII вв.) считалось, что женщины по природе ориентированы на секс даже больше, чем мужчины. Поэтому полагали, что за женщинами нужно присматривать и не стоит им доверять)

воспитание и соответствующие поощрения в детском возрасте тоже могут влиять на формирование гендера, практически ересь

Ну, не знаю... По-моему, мало кто спорит, что гендер - это социальный конструкт. А раз так, как воспитание может на него вообще не влиять?

Спасибо Вам за подробный обзор книги.


Насколько я знаю, это в XIX веке сформировалось представление о том, что здоровые женщины - исключительно целомудренны

В общественных настроениях да, но в литературе того же 19 века у тех же моих любимых классиков Золя и Бальзака о целомудрии некоторых дам и говорить не приходится. Они показывают характеры совершенных разных женщин, сексуальных, скромниц, вынужденных развратниц. И можно еще довольно много авторов привести в пример. А Дженни Нордберг пишет именно о асексуальности в западной литературе, довольно сильно обобщая.

Про гендер, наверное, я не совсем четко выразилась, на эмоциях.

По-моему, мало кто спорит, что гендер - это социальный конструкт.

Но считается, что этот социальный конструкт, все же результат свободного выбора и самоощущения человека. Все это формируется с возрастом. А раз еще влияет пропаганда или желание родителей выстраивать судьбу ребенка по собственному желанию, то получается, что довольно большая часть западных трансгендеров и транссексуалов сделали свой якобы свободный выбор под внешним общественным влиянием и давлением. Не зря же есть статистика, что примерно 20% транссексуалов жалеют о смене пола и считают, что это их психологических проблем не решило.

Сейчас на Западе идет тенденция к тому, что гендер могут менять и выбирать даже маленькие дети. И это позиционируется, как осознанное решение человека, уже родившегося с нарушением гендерной идентичности, которое надо поощрять. Но малыши в подобных тонкостях не разбираются, а некоторые родители действуют под влиянием общественных настроений и собственной медицинской и психологической безграмотности, ощущая себя прогрессивными и толерантными. Яркий пример - киноактриса Шарлиз Терон, заявившая, что её сын теперь трансгендерная девочка, а ребенку всего 7 лет. Ну не может ребенок в таком возрасте без посторонней помощи четко осознать свой гендер. Он еще до пубертата не дошел. Но скажи ей кто, что вполне возможно сын-дочь ей потом за такие поощрения спасибо не скажет, когда вырастет и получит массу комплексов и психотравм, то она же слушать не будет.
Получается похожее насилие, как и в Афганистане, только более мягким путем общественного воздействия.


Они показывают характеры совершенных разных женщин, сексуальных, скромниц, вынужденных развратниц.

Вы правы... Даже в сдержанных викторианских романах встречаются героини, которые вовсе не были асексуальными. Например, в недавно прочитанной мною "Незнакомке из Уайлдфелл-Холла" Энн Бронте главная героиня показывает, что у неё есть физические желания и она не хочет от них отказываться, хотя она очень религиозна и т.д.

Но считается, что этот социальный конструкт, все же результат свободного выбора и самоощущения человека.

Я тоже неуместно обобщила, когда написала "мало кто спорит", разные есть мнения... Просто буквально на днях мне попалось определение понятия "гендер" на сайте ВОЗ.
Там говорится следующее: "Gender refers to the characteristics of women, men, girls and boys that are socially constructed. This includes norms, behaviours and roles associated with being a woman, man, girl or boy, as well as relationships with each other. As a social construct, gender varies from society to society and can change over time."
Поэтому я чересчур смело написала про соц. конструкт, но это тема сложная и триггерная, которая уже успела обрасти мифами и преувеличениями. Мне кажется, что здесь сказывается то, что падкие на сенсации СМИ раздувают такие истории, как с Шарлиз Терон. И в результате может начать казаться, что эта проблема волнует намного больше людей, чем она на самом деле волнует.

Ну не может ребенок в таком возрасте без посторонней помощи четко осознать свой гендер.

Мне тоже так кажется. Но, признаюсь, я в биологии плохо разбираюсь, поэтому биологическая составляющая мне малопонятна, о чём бы ни шла речь.


ВОЗ всегда чутко держит нос по ветру и старается формулировать как можно более расплывчато)
Дело даже не в биологии. А в сочетании разных факторов. Это и для взрослого человека сложно, гораздо сложнее, чем с гомосексуальными ощущениями, например.
Ведь сейчас по сути примитивизировали выбор гендера. А несовершеннолетние не могут понять сути, да и взрослые им в этом не помогают.
Как маленькие люди определяют гендер? В основном, по внешним признакам. У них пока гендер не связан с сексуальными чувствами или социальными ролями в обществе. Нравятся красивые яркие платья или юбки, мама косметикой пользуется, лицо красит, значит девочкой быть прикольнее и интереснее, чем обычным мальчиком. Жизненный опыт нулевой, гормоны пока спят.
Ведь сейчас некоторое количество мужчин пользуются косметикой и при этом не желают называть себя женщинами. Или несколько лет назад актер на Оскар платье надел. А женщины давно носят типичную для прошлых веков мужскую одежду.
Но взрослые, в большинстве случаев, могут взвесить все аспекты и вряд ли для них внешний фактор будет превалировать.
Да, тема сложная и к сожалению практически закрытая к разумному научному обсуждению. СМИ тоже в суть не вникают.