Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 сентября 2012 г. 03:27

1K

4

Литература, как и познание мира, многоступенчата. Явно или косвенно опираясь на сюжетные линии, героев, художественные приемы предшественников, писатель мостит своим творчеством еще одну ступеньку для последующих творцов, где уже он станет предметом заимствования и подражания. В этом плане роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» вполне следует мейнстриму. Разрушение всех мыслимых табу в «Сердцах четырех» Владимира Сорокина послужило благодатной почвой для последующих постмодернистских обработок темы. Но если Сорокин за свой роман ничего кроме хулы и публичного сожжения не удостоился, то «Библиотекарю» уже был присужден «Русский букер» за 2008 год.
Сорокин неимоверно расширил рамки тем и их восприятия. Это такой современный Рабле, для которого нет ничего святого и запретного. Будь то пожирание фекалий или запекание в печи собственной дочери. Конечно, при желании можно представить, к примеру, «Норму» зеркалом жизни в позднем СССР, но яркость образов настолько сильна и самодостаточна, что смысловая приправа становится уже излишней.
Елизаров не настолько смел, по крайней мере, в «Библиотекаре». Предварительно разрушив внутренние запреты в ранних рассказах, в своем втором романе он не выходит за рамки приличий. Это такая постмодернистская рефлексия на модернистские изыски предшественников.
Как и в «Сердцах четырех», сюжет его книги протекает вокруг погони - только не за смутными подсказками пути к Машине, а за мифическими произведениями советского писателя Дмитрия Александровича Громова. В быту имеющие названия «Дорогами труда», «Серебряный плес», «Пролетарская», при чтении с Условиями Тщания и Непрерывности они превращаются в Книги Силы, Власти, Смысла, Терпения …
***
Читая «Библиотекаря», вся время ловишь себя на раздвоении восприятия пространства романа. Тщательно выписанный, вплоть до мельчайших деталей и манеры речи, быт 80-х годов прошлого века вкупе с введением в стиле документальной прозы и мистическим посылом создают некий параллельный мир, где привычные и легко узнаваемые герои проживают какую-то иную жизнь.
Главный герой – библиотекарь и хранитель Книги Памяти шоронинской читальни Алексей Вязинцев – получает свою должность, можно сказать, по наследству: вместе с квартирой убитого дяди. Тридцатилетний мужчина, иногда по сюжету больше похожий на инфантильного четырнадцатилетнего подростка, вдруг попадает на настоящую невидимую войну, где весь смысл существования сводится к приобщению к Книге и ее защите. На войну, где человеческая жизнь не стоит и слова из романа Громова, но притом жестко соблюдается Кодекс чести, запрещающий любое огнестрельное оружие.
Последнее, к слову, вызвало определенное чувство дежа вю. Инстинкт самосохранения – самый сильный у человека, и никакой Книгой его заглушить невозможно. А учитывая, что приобщается к источникам Радости, Памяти, Силы… отнюдь не лучшая часть человечества, рано или поздно соблазн решить все проблемы разом должен был возобладать в чьей-то отчаянной голове.
***
Вслед за тучными коровами неизбежно следуют тощие, утверждал Генрих Гейне. Вслед за морализмом неизбежно следует имморализм. Разрушая прежние табу и устои, он готовит почву для ростков новых человеческих отношений. Осталось только дождаться, когда спираль истории сделает новые воззрения востребованными.
Сорокин и Елизаров, несомненно, ярчайшие имморалисты нашей литературы. Вслед за Ницше они пытаются провозгласить кончину христианско-возрожденческого мифа о человеке, который, во-первых, добр и прекрасен, а, во-вторых, способен к бесконечному развитию.
Вместо наслаждения и умиротворения от приобщения к чему-то чистому и первозданному – Радости, Терпению, Памяти, Силе…, в людях просыпается неистребимая жажда убивать себе подобных за право прикоснуться к божественному откровению. Нет никакого Равенства, Братства, Всеобщего Счастья. Есть только звериный оскал нашего далекого-далекого предка.
Кажется, где-то мы это уже проходили…

Ветка комментариев


А вот все, что вы в первом абзаце перечислили, я читала.:))
И вашей оценкой Сорокина, тоже согласна.)
Да, сначала был Сорокин, а потом на Елизарова наткнулась - названием соблазнилась.:)) Такое милое название, безобидное..


Неужели раннего Сорокина читали? Это же ужас (для женщинской психики). :)))


Мне понравился первый рассказ, который я прочитала у него. Это был "Лошадиный суп".
А дальше - интересно просто было, как литературный эксперимент.)
У меня есть свой способ: когда уж слишком чтиво становится провокационным - читаю отстраненно.
Талантлив, однако.


Интересно, а вы смотрели фильм Зельдовича «Мишень», поставленный по прозе Сорокина?


Слышала о нем, но не смотрела. А стоит? )
Антиутопия вообще-то. .. Люблю я их.:)


Даже очень стоит. Прекрасный фильм. Самое лучшее, на мой взгляд, что было на «Закрытом показе» у Гордона. :)


Спасибо. Будет время свободное - посмотрю.)


Посмотрела!!! Стильный фильм.
Спасибо за наводку!))


Пожалуйста. :)
У Гордона в "Закрытом показе" было очень интересное обсуждение.
Чтобы Гордон так вышел из себя, потому что фильм кому-то не понравился, первый раз видел. :)


Хорошо, заинтересовали. Посмотрю еще и обсуждение от 5 мая 2012 года, нашла уже.)
Фильм по замыслу напомнил "Белый шум"...


Гордон вышел из себя оттого, что фильм ему не понравился! ИМХО.
Он озвучил то, что что и мне не нравится у Сорокина: это фильм о вас( не обо мне, не о нас). Вы-уроды, но я не знаю что вам делать, чтоб не быть ими. Это и в книгах его постоянно присутствует.:(


Я имел ввиду эпизод перед уходом на рекламу, когда после очередного негатива Гордон произнес длинный монолог о том, что фильм присутствующие так и не поняли.
Мне показалось, что, как раз, он ему-то понравился.
Но главная мысль «Мишени», на мой взгляд, это несовместимость конечных человеческих целей с бесконечной жизнью. Нельзя бесконечно жить в той стране, которую нам показал Зельдович, по сути, спроецировав в будущее сегодняшнюю действительность. (Вспомните и экологическую демократию, и черные кассы и прочее).
Вот герои поодиночке и выходят из системы – кто в бега, кто в небытие.


Ну он там много чего говорил.) И это в том числе.

Мне показалось, что, как раз, он ему-то понравился.


Ага, настолько, что он даже сказал, что не знает как дальше жить. И еще сказал в заключение, что если Зельдович снимет еще один такой фильм, то он умрет прямо в этой студии.
Сорокин, а его присутствие в ткани фильма ощущается постоянно, не дает ведь, как всегда, никакой надежды по ходу фильма, ни катарсиса после его просмотра не ощущается... Кто-то сказал, что ни разу даже не возникает простая мысль: "Слушай, ведь и в тюрьме есть свобода!".

Да, эта мысль не нова - современный человек не готов к бессмертию.
А были ли они, эти цели? Получив вечную молодость, полные сил, они начинают новую жизнь, но их привычки, страсти, скрытые и явные пороки приводят их к тупику, отчего они гибнут. Кто-то на обсуждении правильно сказал, что выжили те герои, которые смогли преодолеть хватательный рефлекс.

Будущее, которое наступит через семь лет. Не хотелось бы такого. Страна-транзит, где второй язык - китайский. Общество потребления, где уже нет места простым человеческим чувствам.


А вы читали книгу, на которой построена часть фильма – «День опричника» ?


Нет, не читала.)


Извините, что вклиниваюсь, просто хотел сказать, что подписался на комментарии и с интересом слежу за вашим диалогом. Спасибо, что так оперативно посмотрели "Мишень" и даже полемизируете о ней.
По сценарию Сорокина вообще сняты самые наши интересные фильмы недавние: Москва, Копейка, 4, скоро ещё "Дау" Хржановского будет готов. Они яркие, скандальные и говорить о них можно бесконечно, как и пересматривать.
Ещё в этом ряду стоит "Юрьев день" Серебренникова - безумно красивая лента, её тоже у Гордона обсуждали.

А Елизаров молодец, читается взахлёб без отрыва, что рассказы, что романы. "Библиотекарь" для меня стал таким "Ночным дозором" для взрослых


Я думаю, вам не за что извиняться. :)
Полностью с вами соглашусь, что самые интересные фильмы получаются из нестандартных сценариев.
Вспомните хотя бы «Джентльменов удачи». На Синявского после заключения было наложено табу, и, тем не менее, фильм пропустили, т.к. заменить его просто было некем.
А у Сорокина всегда есть где разгуляться. :)


Да, если совсем уж растекаться мыслью по древу - есть замечательный английский писатель Дж.Г.Баллард и в 1996 году Кроненберг снял по его самому скандальному роману фильм "Автокатастрофа" - тоже очень сорокинский по духу

Воистину, есть где, Владимир это непаханое поле. Недавно с ужасом осознал, что читал не всего Сорокина, завтра пойду заберу трёхтомник его


Сорокина надо читать очень дозировано. Очень уж он сильно воздействует на психику. :)
Если вы любите кино, то посмотрите Истории к рецензии на «Бесконечную книгу». Возможно заинтересует. :)