Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 сентября 2012 г. 03:27

1K

4

Литература, как и познание мира, многоступенчата. Явно или косвенно опираясь на сюжетные линии, героев, художественные приемы предшественников, писатель мостит своим творчеством еще одну ступеньку для последующих творцов, где уже он станет предметом заимствования и подражания. В этом плане роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» вполне следует мейнстриму. Разрушение всех мыслимых табу в «Сердцах четырех» Владимира Сорокина послужило благодатной почвой для последующих постмодернистских обработок темы. Но если Сорокин за свой роман ничего кроме хулы и публичного сожжения не удостоился, то «Библиотекарю» уже был присужден «Русский букер» за 2008 год.
Сорокин неимоверно расширил рамки тем и их восприятия. Это такой современный Рабле, для которого нет ничего святого и запретного. Будь то пожирание фекалий или запекание в печи собственной дочери. Конечно, при желании можно представить, к примеру, «Норму» зеркалом жизни в позднем СССР, но яркость образов настолько сильна и самодостаточна, что смысловая приправа становится уже излишней.
Елизаров не настолько смел, по крайней мере, в «Библиотекаре». Предварительно разрушив внутренние запреты в ранних рассказах, в своем втором романе он не выходит за рамки приличий. Это такая постмодернистская рефлексия на модернистские изыски предшественников.
Как и в «Сердцах четырех», сюжет его книги протекает вокруг погони - только не за смутными подсказками пути к Машине, а за мифическими произведениями советского писателя Дмитрия Александровича Громова. В быту имеющие названия «Дорогами труда», «Серебряный плес», «Пролетарская», при чтении с Условиями Тщания и Непрерывности они превращаются в Книги Силы, Власти, Смысла, Терпения …
***
Читая «Библиотекаря», вся время ловишь себя на раздвоении восприятия пространства романа. Тщательно выписанный, вплоть до мельчайших деталей и манеры речи, быт 80-х годов прошлого века вкупе с введением в стиле документальной прозы и мистическим посылом создают некий параллельный мир, где привычные и легко узнаваемые герои проживают какую-то иную жизнь.
Главный герой – библиотекарь и хранитель Книги Памяти шоронинской читальни Алексей Вязинцев – получает свою должность, можно сказать, по наследству: вместе с квартирой убитого дяди. Тридцатилетний мужчина, иногда по сюжету больше похожий на инфантильного четырнадцатилетнего подростка, вдруг попадает на настоящую невидимую войну, где весь смысл существования сводится к приобщению к Книге и ее защите. На войну, где человеческая жизнь не стоит и слова из романа Громова, но притом жестко соблюдается Кодекс чести, запрещающий любое огнестрельное оружие.
Последнее, к слову, вызвало определенное чувство дежа вю. Инстинкт самосохранения – самый сильный у человека, и никакой Книгой его заглушить невозможно. А учитывая, что приобщается к источникам Радости, Памяти, Силы… отнюдь не лучшая часть человечества, рано или поздно соблазн решить все проблемы разом должен был возобладать в чьей-то отчаянной голове.
***
Вслед за тучными коровами неизбежно следуют тощие, утверждал Генрих Гейне. Вслед за морализмом неизбежно следует имморализм. Разрушая прежние табу и устои, он готовит почву для ростков новых человеческих отношений. Осталось только дождаться, когда спираль истории сделает новые воззрения востребованными.
Сорокин и Елизаров, несомненно, ярчайшие имморалисты нашей литературы. Вслед за Ницше они пытаются провозгласить кончину христианско-возрожденческого мифа о человеке, который, во-первых, добр и прекрасен, а, во-вторых, способен к бесконечному развитию.
Вместо наслаждения и умиротворения от приобщения к чему-то чистому и первозданному – Радости, Терпению, Памяти, Силе…, в людях просыпается неистребимая жажда убивать себе подобных за право прикоснуться к божественному откровению. Нет никакого Равенства, Братства, Всеобщего Счастья. Есть только звериный оскал нашего далекого-далекого предка.
Кажется, где-то мы это уже проходили…

Ветка комментариев


Извините, что вклиниваюсь, просто хотел сказать, что подписался на комментарии и с интересом слежу за вашим диалогом. Спасибо, что так оперативно посмотрели "Мишень" и даже полемизируете о ней.
По сценарию Сорокина вообще сняты самые наши интересные фильмы недавние: Москва, Копейка, 4, скоро ещё "Дау" Хржановского будет готов. Они яркие, скандальные и говорить о них можно бесконечно, как и пересматривать.
Ещё в этом ряду стоит "Юрьев день" Серебренникова - безумно красивая лента, её тоже у Гордона обсуждали.

А Елизаров молодец, читается взахлёб без отрыва, что рассказы, что романы. "Библиотекарь" для меня стал таким "Ночным дозором" для взрослых


Я думаю, вам не за что извиняться. :)
Полностью с вами соглашусь, что самые интересные фильмы получаются из нестандартных сценариев.
Вспомните хотя бы «Джентльменов удачи». На Синявского после заключения было наложено табу, и, тем не менее, фильм пропустили, т.к. заменить его просто было некем.
А у Сорокина всегда есть где разгуляться. :)


Да, если совсем уж растекаться мыслью по древу - есть замечательный английский писатель Дж.Г.Баллард и в 1996 году Кроненберг снял по его самому скандальному роману фильм "Автокатастрофа" - тоже очень сорокинский по духу

Воистину, есть где, Владимир это непаханое поле. Недавно с ужасом осознал, что читал не всего Сорокина, завтра пойду заберу трёхтомник его


Сорокина надо читать очень дозировано. Очень уж он сильно воздействует на психику. :)
Если вы любите кино, то посмотрите Истории к рецензии на «Бесконечную книгу». Возможно заинтересует. :)