red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2021 г. 11:16

2K

5 Очистительный огонь

Яркий, цветной текст Ефремова. Его трудно назвать романом, действие скачет, качается, перепрыгивает, дав возможность автору описать античный мир таким, каким он себе его представлял. Художественные характеристики крайне сомнительны, герои часто срываются в пафосные монологи и размышления, само представление античного мира все меньше и меньше пересекается с современной научной картиной мира, однако что-то странно захватывающее в тексте есть. Убежденность автора в своей правоте? Яркость созданного им образа эллинской и эллинистической Ойкумены? Не знаю, но что-то время от времени заставляет меня перечитывать его романы.

Самым интересным в этот раз показалось любопытное преломление авторского представления о месте женщины в мире и современного феминизма в его популярно-сетевом изводе. У Ефремова речь ведь явно ведет о girl power, о том, что народы, принижающие женщин, неизбежно скатываются в ничтожество, однако же свободу женщин Ефремов понимает и мыслит не очень похоже на современный вариант – Таис и ее подруги, рабыни и бывшие рабыни, ставшие подругами, больше думают о необходимости сохранять упругость груди и округлость бедер (я, конечно, упрощаю, но не очень сильно). Все это не само по себе, а с высокой целью соответствовать божественному идеалу разных ипостасей Богини Матери, но по face value выглядит удивительно непривычно – никаких тебе гендеров и устранения естественного неравенства, наоборот, тщательное этого неравенства подчеркивание.

Ефремова бесит римская хладность к Эросу и культ государства. Удивительно видеть, что автор понимает неизбежность победы такого подхода, понимает мимолетность греческой свободы, но все же воспевает греков как образец, пусть и с изъянами в виде рабства и неприятных философов (на Аристотеля сильно взъелся Ефремов).

Резанул меня и неожиданный антисемитский (возможно, это слишком громко сказано) подтекст в рассуждениях о юморе народов. Ефремов говорит, что зажатые между великими державами Египтом и Персией народы лишены нормальной государственности, поэтому способны только на высмеивание окружающих. Вполне вероятно, что я додумываю за автора, но любопытно, как воспринимался этот пассаж в 1971 году.

Ефремову очевидно удались описания храмов, как внешние, архитектурные, так и внутренние, страшных тайн, скрываемых зловещими (и не очень) жрецами. Эти храмы – связывающие точки повествования, которые переводят Таис на новые уровни само- и миропознания. Египетские крокодилы, мрачный храм Кибелы, более веселый храм в Месопотамии, храм Афродиты на Кипре – все они по-своему хороши.

P.S. Ефремов пишет о Александрии Дальней, которая, мол, превратилась в цветущий город. Мне пришлось гуглить, чтобы узнать, что речь идет о Худжанде-Ленинабаде в Таджикистане. Считывал ли читатель намек в 1971?

Комментарии

Возможно, я не правильно поняла вашу мысль, но мне кажется забота о красоте тела не равна подчеркиванию гендерного неравенства. Мне кажется алогичным современный подход к этому, женщины будто стесняются своего тела, словно хотят приравнять его к мужскому, что быть равными, но ведь для равенства не требуется тождество, разве нет?

+2 13.01.21

Ефремов подчеркивает и всячески настаивает на развитии специфического мужского/женского телесного облика, который будет позволять выполнять разные мужские/женские функции в обществе, которое он называет свободным. Мне кажется, что это противоречит тому, как гендерное равенство понимают сейчас.

+1 13.01.21

Я у Ефремова пока читала только Туманность Андромеды, но там он, как мне показалось, рисует общество, где женщина независима от своей половой принадлежности, то есть функцию деторождения, например, она должна выполнить, но вот наседкой становиться не обязана, а может, родив, развиваться профессионально. Или если она жаждет материнства, может и этому себя посвятить. Возможно, Греция просто не кажется ему идеальным обществом равенства?

+2 13.01.21

"Туманность... " прекрасна, но это ранний роман. Именно поэтому интересно следить за эволюцией, что в "Лезвии бритвы", что в "Часе быка", что в " Таис... ". И спасибо за ссылку на " Туманность", надо и её перечитать)

+1 13.01.21

Ага, интересно! У меня все впереди - и час быка и Лезвие и и Таис, буду следить за эволюцией взглядов )

0 13.01.21

Современный подход как раз против того, чтобы женщины стеснялись своего тела, это борьба с его объективизацией и адаптивными предпочтениями. Мужское тело не объективизировано так, как женское, отсюда и тенденция к подчеркнуто асексуальному/gender neutral стилю. Точка экстремума, которую нужно пройти, прежде чем в обществе сформируется нейтральная позиция в этом вопросе.

0 15.01.21

Про насмешничество евреев в ТАф - отсыл к критике АБС, в то время у них уже произошёл поворот, и они всё меньше заседали у ИАЕ на кухне. Он сам был чел с юмором, но зубоскальства и иронии как образа жизни не терпел.
Многим задаю этот вопрос: вы читали полный вариант романа, где Таис и Эрис посвящаются в тантру индийцами? В большинстве изданий 4 страницы тупо вырезаны перед тем, как они типа от пресыщенности пошли змея целовать. Т.е. по факту центральный эпизод романа оказывается вырезан.

+2 13.01.21

Спасибо за комментарий, в таком свете эпизод понятнее, хотя любопытно то, что повод забывается, а эпизод уже навсегда в тексте книги. Читал я полный вариант, с индийцами.

+1 13.01.21

Индийцы и разговоры с ними есть во всех версиях. Тут именно описание тантрической инициации на пяти страницах, где Эрис вырубила эросом своего жреца, а Таис излечилась от тоски по Александру.

+1 14.01.21

Ну, то, что Эрис вырубила жреца есть, однако количество страниц я не считал, но теперь интересно стало )

0 14.01.21