Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2012 г. 22:01

2K

5

Черный квадрат окна, молочно-белые квадраты звезд, грузная фигура Короля на скользкой оконечности шахматной доски под названием Жизнь, мелкая слякотная изморось в лицо. Одно движение рук, всего один ход и перед Королем открыто свободное пространство великой вечности. Игра закончена. Защита выстроена. Пешки сделали свои ходы. Ферзь отошел в сторону, Король сам выстроил свою защиту.

Ах, Набоков - Мастер игры. Им разыграна безупречная партия – одна, но разными игроками: автор-читатель, автор-Лужин, читатель-Лужин. Партия филигранно выверенная, просчитан каждый ход и Набоков, как мастеровитый гроссмейстер делает свои ходы, разбрасывая в тексте намеки, зацепки, припрятывая их за словесные финтифлюшки: дебют партии – утрата Лужиным собственного имени, затем постепенно появляются марионетки, тропинки, аллюзии с судьбой Моцарта, миттельшпиль – игра с Турати, эндшпиль – красная сувенирная коробочка с шахматами, обретение имени собственного. Игра сыграна. Финал партии. Казалось бы, такая холодная препарированная партия-наблюдение за одним-единственным человеком – Лужиным. И Ферзя автор подарил Лужину абсолютно никчемного. Эдакую ''тургеневскую девушку'', которая непонятно что хотела от Лужина: либо себя в нем полюбила – я тебя спасу милый, либо от собственной жалости задохнулась и умилилась. А Лужин…Но Набоков создал изумительный образ гения, который живет своим внутренним миром.

Для Лужина весь его мир – это мир шахмат, расчерченный черно-белыми квадратами и наполненный ходами, как музыкой. Каждая партия – создание новой мелодии, в процессе одна мелодия может трансформироваться в другую: ход – нота, ход – нота. В результате Лужин творит музыку шахмат. Она у него внутри. В голове, в его удивительной голове: драгоценный аппарат со сложным, таинственным механизмом. Для любого нормального человека Лужин маргинален, вне любой социальной группы, он за пределами этого мира, но его внутренний мир прекрасен. Его невозможно познать, невозможно проникнуть в этот мир аутиста, его собственный мир, существующий исключительно у него в голове. Почти всегда в романах Набокова жизнь подражает искусству, в этом романе жизнь Лужина – есть шахматная партия, искусство создавать музыку, творить гениальные ходы, защиты и выигрывать. Тут неприятности на полу так обнаглели, что Лужин невольно протянул руку, чтобы увести теневого короля из-под угрозы световой пешки. Для него игра в шахматы – жизнь, творчество, воздух.
Всё, что вне игры – это не жизнь, это финал партии. Его поединок с Турати как высшая точка, предел – дальше ходов у Лужина нет, можно только выстроить защиту. Самому. А если ходов нет, если шахматы перестали звучать и создавать мелодию жизни – это конец. Конец игры. И мне, как читателю, остается только слушать музыку, рожденную в драгоценном аппарате...Лужина ли? Или Набокова?

Безумно трогательно читать у Набокова о России, о запахах (ведь набоковский Берлин не пахнет): быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; о горечи утраты, насмешка над лубочной Россией родителей Лужиной.

И как можно не восхищаться вот этим: быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; между тем, лестница продолжала рожать людей…; поздравляю, налимонился…; нафталинные шарики источали грустный, шероховатый запах; черный, свившийся от боли кончик спички, которая только что погасла у него в пальцах.

Ветка комментариев


В этот период Набоков по-настоящему увлёкся кинематографом, рассчитывал на экранизацию. Писал с оглядкой на цель.


Вот оно что. Интересно, не знал. Спасибо за информацию.


что такое "КВД"? Не продралась через аббревиатуру. )
Или... неужели "Король, валет, дама"?


не придирайтесь. при быстром наборе буквы перепутались местами


Вы не поняли: я со вчерашнего вечера мучаюсь этим вопросом (что такое КВД), и только когда набирала текст, - осенило; значит, правильно осенило;
а порядок слов я сама точно не помню, и никогда не помнила)


странный термин)))


А, теперь ясно.
Ну, его не я придумал, а когда-то увидел (здесь же), и сейчас в спешке (и чтобы не повторять по сто раз название) позаимствовал. Но я тоже иногда про другие произведения пишу, если это обсуждение и в контексте понятно.


а порядок слов здесь прост - по старшинству достоинств же :)


Обратите внимание, что звуковое кино только делало первые шаги, а Набоков вырос на немом;
тогда роман был сочтён слишком "эротичным и мрачным" для Голливуда, и был экранизирован только почти 40 лет спустя - Ричардсон, "Смех в темноте"; Набоков дожил, но, говорят, экранизация была неудачной;
да, без обложки (как случилось мне), по стиллистике и не догадаешься, что это - Набоков;
только позже, прочтя всё наследие, я поняла, что это - самая что ни на есть - набоковская вещь


Еще раз спасибо. Теперь мне еще интереснее прочитать всё.