LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2012 г. 16:52

10K

4

А не поговорить ли нам, друзья мои, о Донцовой? Тем паче, что в чтении этого автора я уже имела наглость сознаваться. Невзирая на опасность обвинения в примитивности.
Считать ли Донцову примитивной это, конечно, вопрос...

(Почему так не принимают ее книги? Согласитесь, не все, что у нас издается, вызывает такое резкое неприятие. На многие куда более графоманские потуги высоколобые критики смотрят добродушно-снисходительно, а здесь как с цепи срываются, почему?)

Из текста ее детективов начисто исключены все красивости-метафоричности: снег не искрится на солнце, дым от сигарет не поднимается тонкой струйкой в бледное небо, главные герои далеки от скромной брутальности спасителей мира. Зато полно НЕ-интеллектуального юмора. Как раз такого, который любил включать в свои пьески Вильям наш, понимаешь, Шекспир - публике театра Глобус на "поржать".

(Эко, она замахнулась, скажите вы, и будете правы. Несопоставимо, да-с. Но... темы-то, темы, господа!)

Любовь, кровь, предательство, смерть, рождение, секс, насилие, добродетель, труд - Донцова возвращает нас в Средневековье, когда вещи называли своими именами. Убийцу - убийцей, предателя - предателем, лентяя - лентяем, шлюху-шлюхой... и так далее. Мы-то помним, а она, как будто начисто забыла, что были такие красивишные истории про Гумберта, Эммануэль, Парфюмера. Мы готовы погружаться в волны памяти насильников и убийц, плакать над их несчастной судьбой, восклицать: "ах, как их не понимали в детстве, и у них была жестокая мать!". Нет-нет, не так примитивно, как я это сейчас описала - мы любим, чтоб было сложно. Чтоб мы долго думали - осуждать ли нам жертву или преступника... Мы же тонкие люди.
А Донцова, дав пощечину нашему литературному вкусу, возвращает к жизни.

Вот, далеко ходить не буду, истории "нашего городка": брат-алкаш взял в долг у "богатой" сестры. Возвращать не хотелось, еще денег она не давала, поэтому он пришел ночью и вырезал всю ее семью, включая двух маленьких детей.
Одна сестра позавидовала другой. И вдвоем с сыном напали на нее, глубоко беременную. У сына была бейсбольная бита... (сразу говорю - тут все кончилось благополучно).
Я от таких историй падаю в культорологический обморок, а менты пожимают плечами и говорят: "Нормальная поселковая жизнь, у них там всегда так". Что-то я не уверена, что хочу погрузиться в их психологию...
Есть еще история про проигравшегося наркомана, который убил женщину, спешившую на первый московский автобус, и пытавшегося сжечь труп, "типо" следы замести...
Много чего есть. И вокруг вас тоже, оглянитесь.

К чему я вообще завела этот разговор, спросите вы? Отдыхала от интеллектуального романа, читала Донцову и вдруг (оно всегда бывает "вдруг") открылся третий глаз - истории из ее книг реальны. Мы привыкли воспринимать их как сумасшедшую сказку, но это не так. Сравнивать надо не с другими детективами - сравнивать надо с криминальными новостями. От книг Донцовой не остается липкого страха, поскольку она не описывает бессилие системы, чем сейчас многие увлекаются. У ее героев получается не все, но и всякой преступной мразоты они не пугаются и руки не опускают. Плюс? Еще какой!

И как же, оказывается, я скучала по хорошей, полноценной, жизненной истории - и чтобы она случилась не в голове у главгероя. Жизнь - вот что я люблю в книгах! И деятельных, непугливых героев.

Да и в конце-то концов! Я скучала по книгам, где черное названо черным, а белое белым. В отношении преступлений я отвратительно нетолерантна - вор должен сидеть в тюрьме.

В любимые авторы? - Все-таки нет.
Уважение? - Однозначно да.

Комментарии

Со Степанидой Козловой я пока ещё не знакома. )) Люблю Лампу. И Подушкина тоже.
Лада, мне очень нравится Донцова за то, что она выписывает реальные психологические портреты по всем слоям общества. Абсолютно живые и реальные. Не придуманные в воспаленном мозгу автора, а списанные из жизни.
В общем мне она очень нравится. )))

+10 13.05.12

Ура! Я решила со Степанидой познакомиться - читаю уже третью книжку подряд и просто обалдеваю от реальности историй. Вот хочешь-не хочешь пришлось признать, что все это вполне могло иметь место. А уж характеры! Больше тебе скажу - если б они были хоть чуть сложнее, они стали бы нереальными, литературными, ничего общего с жизнью не имеющими.
Да что говорить, если у Донцовой отец писатель, мать режиссер, а муж профессор, доктор наук в психологии. Думаю, умнейшая женщина - и , кстати, ее интервью это подтверждают.

+5 13.05.12

Давайте дадим Донцовой индульгенцию на бездарность потому как она из интеллигентной семьи и вообще хороший человек, так что-ли ?

0 19.05.12

а вот бездарной я ее категорически не считаю. Пишет отлично. Попробуйте написать хотя бы также - поймете сами. Я даже не говорю "издать", хотя бы написать попробуйте!

-1 19.05.12

Ну что Вы- я и не претендую также! И вообще никак!
Конечно, это Ваше право- считать Донцову талантливой писательницей
А я другого мнения. Детектив-это не про творчество Донцовой.
Даже 'иронический' не спасает .

+4 19.05.12

Эвона как! Или "бездарность" или "талант". На мой взгляд если таким образом делить писателей, то мы и вовсе без книжек останемся - в основном все как-то посередине :)))

+11 19.05.12

...без писателей не останемся..
Как бы без читателей не остаться с такими-то писателями..

+3 19.05.12

Может быть или талант или бесталанность? )
В таком случае третье действительно странно.

+4 19.05.12

Я к Донцовой отношусь с уважением, книги ее почитываю и не вижу тут ничего такого, чтобы вызывало такое яростное неприятие в определенных кругах любителей чтения.

+11 13.05.12

нашего полку прибывает)))

-1 13.05.12

И я согласна с вами)

-1 19.05.12

Судя по количеству минусов, жизнь прекрасна )

0 30.05.12

не поверите, я эти минусы даже полюбила) Бодрят!

+4 31.05.12

Вы знаете, я никогда тапками в Донцову не кидала, потому что слышала ее историю как писательницы. Она очень приятная женщина - когда вижу ее по телевизору, производит самое хорошее впечатление. И в свое время, когда ее книги только появились, я тоже ее читала, и мне даже нравилось. Но со временем меня начало раздражать однообразие в сюжетах. В каждой книге происходит одно и то же - приезжают какие-нибудь наглые, придурковатые гости, которых главной героине почему-то неудобно выставить вон, сказав напоследок все, что думала. Поэтому она молча сносит их присутствие и идет куда-нибудь подальше, где и находит приключений на попу...И если поначалу, это еще ничего, то книге к 10 это уже просто бесит. А так, в охотку, изредка, может быть...Ведь перечитывать ее детективы очень просто - их сюжеты не запоминаются,поэтому всегда свежи)

+29 13.05.12

Да, юмор (а с гостями у нее это всегда юмор) - однотипен. Или еще когда что-то роняют, или когда кто-то понял какие-то слова буквально. Мне этот юмор тоже никак. Но если читателям это нравится, и она, как честный писатель, оправдывает их ожидания, то ей в плюс, конечно.

-1 13.05.12

нееее, вот это, с моей точки зрения, точно не плюс)))

А в целом с вами согласна.
И теперь хочу что-нибудь у нее прочитать, чего не делала лет шесть, или больше.

0 13.05.12

Ну знаете, по поводу нравится читателям, сейчас уже объективнее можно так сказать, с развитием интернета и таких литературных ресурсов, как Лайвлиб, когда стало проще узнавать о чем-то новом, иметь возможность скачивать, сравнивать. Раньше такого не было, просто приходишь в магазин, а там либо классика, либо бульварные любовные романы, либо детективчики. И хотя бы было понятно, что покупаешь по тематике, не кот в мешке))А сейчас уже, это скорее дань ностальгии))

+7 13.05.12

Присоединюсь-ка я к вашему комментарию!))
Ибо тоже:
- тапками не кидалась и не кидаюсь,
- читала с интересом: про дашу васильеву, евлампию романову и пару книжек про подушкина... Не всё прочитано, но много. С интересом. Даже запоем.
- тоже начало раздражать. В итоге плюнула и бросила покупать и читать. Уже несколько лет не читала ни одной, даже не знала, пишет еще или не пишет. Неужели еще пишет????? и всё так же однообразно????

Однако вот сейчас захотелось что-нибудь прочитать. То ли из старого, то ли как раз из нового. Прям очень захотелось)))

+19 13.05.12

Пишет, и абсолютно также, да) Я ее книгами поднимаю настроение, когда мозг устает от работы или сложного чтения. Ну или какой депресснячок накроет - тоже отличное средство)))

0 13.05.12

угу! а чтоб такого из последнего у нее взять?????

-1 13.05.12

сами понимаете, трудно советовать что-то определенное. Я традиционно люблю первые книги серий.

-1 13.05.12

Да любую книгу читайте. Настроение поднимает.

-1 19.05.12

Согласна, когда настроение на нуле, или голова перестает "варить", лучше донцовой нет.

0 19.05.12

Вот так сложилось, что многочисленные детективные серии Д. Донцовой я не читала, но не потому, что считаю её творчество примитивным, просто вот не читала-не попадались мне в руки! Но знаю, что она пишет с юмором и интересно по книге Записки безумной оптимистки. Автобиография , которая в своё время сыграла большую роль в моей жизни, а также по Кулинарная книга лентяйки и даже сейчас, являясь уже "хозяйкой со стажем" нет-нет да и пользуюсь рецептами оттуда, по ходу почитывая смешные истории.

+7 13.05.12

Кулинарная книга лентяйки - моя любимая))) И записки оптимистки хороши, тоже люблю)

+1 13.05.12

спасибо за советы, решила почитать Автобиографию, читала Донцову лет десять назад, для отдыха, потом попался какой-то не очень удачный роман и с тех пор не читала, вот завязался здесь занятный разговор и захотелось почитать:)

+1 13.05.12

А я стала отмечать эти книги и обнаружила, что ещё и продолжение "Записок..." и "Кулинарной книги..." имеется. если в таком же духе, то надо бы почитать будет!
"Записки безумной оптимистки"-невероятно жизнеутверждающая книга!

+1 13.05.12

жаль, нет на виртуальной полке электронного варианта, сейчас скачала бы и начала читать:) уже давно хочу почитать что-то жизнеутверждающее с юмором, не знала к кому податься, а тут, что называется, далеко ходить не надо:)

0 13.05.12

Сейчас загружу!

-1 13.05.12

Лен, продолжения "Записок..." нет. Там просто к старой книге добавлено страниц двадцать нового текста. А "Кулинарная..." только первая классная. Обожаю ее! Вторая-типичный плагиат с книги "Приятного аппетита!" Гюнтер Линде, Хайнц Кноблох (про это много в свое время писали в интернете). У меня есть и та, и другая. К сожалению, признаю...Хотя вставочки между рецептами-Донцовские, факт!

-1 13.05.12

У меня был период, когда я лежала на диване и читала Донцову. Был такой период самокопания...Так вот, именно её книги помогли мне с этого дивана встать, объяснить самой себе, что это - не есть "хорошо"
Кстати, потом мои подруги тоже этим же способом лечили депрессию. В её наивных, на первый взгляд, книгах можно найти многое жизнеутверждающее. Так что, не стыжусь, что практически вся Донцова прочитана. Вот только Даша Васильева - не мой любимый персонаж. Завидую я ей, что ли?)))

+14 13.05.12

да-да, и я завидую))))

+3 19.05.12

Мне кажется, что Донцову просто нужно читать дозированно. Ведь любой автор приедается, если все и сразу. А так, по чуть-чуть и уже улыбаешься, и на жизнь начинаешь смотреть более жизнерадостно.

+7 13.05.12

дозированно - согласна! чтобы не начать раздражаться :)

0 19.05.12

Лада, респект! Поддерживаю полностью!

+1 13.05.12

Я любила Виолу Тараканову, пока она не развелась с Олегом. Хотя, однообразно, но порой безумно смешно. Особенно мне нравилась книга, в которой нашелся настоящий папа Олега и заявился к ним в гости. Как они с Вилкиным папаней Ленинидом в контры вступили. Аж перечитать захотелось

+3 13.05.12

да? А я порадовалась за Вилку, когда она со своим мужем развелась) Вот ведь какое разное восприятие)

+2 13.05.12

Ну еще бы потерю Олега я бы пережила. Но она же и Тамару бросила, и Семена...Мне куда больше нравились эти семейные перебранки, нежели детективная линия

+4 14.05.12

Кстати, почему она со всеми отношения разорвала?

-1 19.05.12

Ну вооот :( Мне они так нравились, а тут такие дела.

-1 19.05.12

а как называется эта книга? я её кажется пропустила

-1 13.06.15

Читала раньше. Нравилось. Но потом просто надоело. Здоровый цинизм - это хорошо, но дозировано.

+2 14.05.12

А мне нравится ее демократизм. Жизнь, хорошие люди, интеллект, да и вообще Россия у нее не заканчиваются за МКАДом или еще уже, за Садовым кольцом. Сейчас я поостыла, а раньше читала у Донцовой все подряд. Надо бы вернуться. Лада, спасибо, что всколыхнули.

+4 14.05.12

Да, к ней хорошо возвращаиться - позитивная она очень)))

0 14.05.12

Да, это народный автор.

+2 19.05.12

Ага! А еще гармошка - народный инструмент. А еще - народ люит частушки. Валите все на народ. Что еще "народное" в арсенале имеется? Песни умца-умца? Вот теперь и Донцова - народный автор...
Для меня всегда было загадкой, кто же ставит штампики "народный" на всяко-разные изделия? Оказывается вот кто: Sevilla ! ))) Вы уж, будь ласка, рассказывайте о новинках, чего там еще народного появилось :))

-2 19.05.12

Да я-то расскажу. Но вы ж меня, в свою очередь, заклеймите. Что я на всех штампики ставлю.:)

+3 19.05.12