Больше рецензий

Pavel_Kumetskiy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2020 г. 01:13

4K

4 Is Пелевин back again?

Do you remember when
Things seemed so eternal?
Heroes were so real…
Their magic frozen in time
Death, "Symbolic"

картинка Pavel_Kumetskiy

Одна из статуй римского императора Каракаллы выглядит настолько круто и брутально, что кажется, будто бы он и его "магия" не были frozen in time и не превратились в какой-то абстрактный символ - судя по "Непобедимому солнцу" Пелевин считает также
 И снова Пелевин вернулся! Когда в начале августа издательство "Эксмо" анонсировало выход его нового романа "Непобедимое солнце", я очень обрадовался, потому что мой книжный 2020-ый год - это год, проходящий под "знаком Пелевина" - за этот год я не только перечитал или прочитал впервые почти все его сочинения, но что более важно - в этом году изменилось моё отношение к творчеству Пелевина периода после Generation П , к которому (периоду) я относился как к необязательному для чтения, вторичному на фоне работ Томаса Пинчона , с которым справедливо часто сравнивают Пелевина все, кому довелось читать его "американского доппельгангера". Главное отличие романов Пелевина от романов Пинчона для меня состоит в том, что в отличие от романов Пинчона большие тексты Пелевина картонные, в них нет глубины, их герои шаблонные, незапоминающиеся - в романах Пелевина послеGenerationПвского периода их художественность словно ненужный балласт, который мешает их эссеистическому содержанию, прекрасно раскрывающему злободневные вопросы, причём настолько здорово, что из-за этого я даже не задумываюсь об их недостаточной художественной глубине во время чтения и уже после. Говоря об "уже после" мне хочется сейчас публично снять перед Пелевиным шляпу за то, что благодаря S.N.U.F.F. изменилось качество моих рецензий: пытаясь найти решение, как именно скомпелировать в одну рецензию всё то, что мне понравилось в "S.N.U.F.F.", я неожиданно обнаружил как и новые способы работы с понравившимся текстом, так и новые приёмы для написания рецензий. Неспроста. Дело в том, большинство художественных текстов Пелевина - это мимикрирующая под художку публицистика, развивающая у читателя критическое мышление и веру в свои силы: например, если вы знакомы с "Невзоровскими средами" или "каналом здравого смысла Евгения Понасенкова", то вы согласитесь со мною, как много общего с ними у Пелевина. Публицист Александр Невзоров иногда такие сатирические метафоры произносит, разбираясь в очередном инфоповоде, что если их поместить в лучшие тексты Пелевина, вложив эти метафоры в уста героев, то они бы идеально встроились не только в контекст, но даже в стиль Пелевина, такой, якобы, неповторимый. А Понасенков ? Да тоже самое! Вот, например, недавно Евгений на одном из своих стримов сам того не зная почти точь-в-точь не только повторил, но и раскрыл метафору Пелевина из Смотрителя о том, что идеальные девушки фрейлены-"зелёнки" на самом деле "результат непрерывной круглосуточной работы целой группы профессионально обученных мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации по созданию из Флюида симулякра-девушки, вдыхающих в неё сознание, модели поведения и эмоции", причём раскрыл её даже сильнее и чётче:
 Вспомните новеллу Письмо незнакомки Стефана Цвейга . Говорят, что "вот - женщина! "Письмо незнакомки". Как она долго любила, как она чувствовала, какая метафизика! Очень красиво, мы это обсуждаем - "да, новелла!". Цитируем образ. Экранизации. А потом я говорю: "а вы не задумывались о том, что эту новеллу написал-то мужчина Стефан Цвейг?" пауза Говорят, "вот - Наташа Ростова, первый бал Наташи Ростовой, женский характер, Наташа! Ростова! Ей цветок сначала тот мужчина подарит, потом этот, потом "кто же станет моим мужем?" - как это трепетно, и "женская душа"
 А вы не подумали, что это написал старый бородатый мужик? Ну не старый тогда ещё, но бородатый мужик Лев Толстой ?
 Хорошо, Джульетта, влюблённые, и на балконе, и погибает за Ромео, и всё это прочее
 А вы не подумали, что это написал бородатый мужик и гомосексуалист Шексипр ? Поэтому, ребята, образ женщины в классике выдуман. Женщину изобрели как "вот - это, вот - это" мужчины, причём как правило геи.
Наверно, я тоже не прав, что главные достоинства художественных книжек Пелевина нахожу в их публицистической составляющей - "назлобуднявностной", относясь к ним как с сборникам эссе в обложке романа, но что поделать, если на фоне других мейнстримовых русских писателей Пелевин не только хоть как-то интересен, но даже до сих пор является главным и самым известным среди современных русских писателей "не женских" и "не детективных" романов (единственный для меня достойный конкурент Пелевину - Владимир Сорокин , в этом году, похоже, кроме сборника Русские народные пословицы и поговорки ничего выпустить не собирается). К тому же у Пелевина есть действительно сильный бэкграунд в виде его ранних сочинений, помня о котором новые тексты легко встраиваются в известные пелевинские концепции, дополняя друг друга, вместе с тем, что постмодернистская литература вообще-то в принципе отрицает нормы не только того, что такое художественный текст, а нормы вообще всего (от чего опрометчиво ожидать от Пелевина соответствий привычным нормам того, что такое "хороший роман") (и пусть Пелевин сам себя не относит к постмодернистам, но объективно он вместе с Сорокиным самый успешный, читаемый и обсуждаемый русский писатель постмодернистской парадигмы, а не известное лишь "двум с половиной" гикам какое-то дарование). Но проблема в том, что некоторые романы Пелевина (для меня это Empire V , Бэтман Аполло , "Смотритель", и теперь уже "Непобедимое солнце") только на таком дополнении выезжают, и их спасает то, что они являются частью любимого мною бренда Victor Pelevin.
 Мне повезло - на Википедии есть уже сейчас (когда с момента выхода романа прошло лишь шесть дней) краткий пересказ сюжета, поэтому поделюсь с вами сразу тем, что я увидел в "Непобедимом солнце", и что мне в нём понравилось, а что - нет.
Понравилось. Постмодернистское переосмысление истории жизней римского императора Септимия Каракаллы и одного из его приемников - императора Гелиогабала, с помощью которого Пелевин снова раскрывает свою "творческую константу - идею об иллюзорности того, что представляется нам реальным миром, взаимопроникновении и взаимозаменяемости различных миров" (цитата из "Иронического словаря А Хули" Балода Александра). Мне было действительно интересно познакомиться впервые с историей Каракаллы и Гелиогабала, поэтому "мастер-и-маргаритовские" главы мне пришлись по вкусу, хоть я и уверен в том, что для большинства читателей - это самые скучные главы. Действительно, во многом они также скучны, как и главы "Смотрителя", потому что объединяющая эти главы интрига показалась мне неинтересной, лишь в контексте недавнего прочтения мною романа американского постмодерниста Роберта Кувера «Корпорация "Всемирная бейсбольная ассоциация", собственность Джей Генри Во» , в котором автор исследует то, как появляются мифы, и что из себя в принципе представляет история человечества, и чьими игрушечными солдатиками мы являемся, (далее цитата из "Непобедимого солнца", а если вам интересно узнать о романе Кувера, то - тык)
Интересно, думала я, есть у моих продвинутых сверстников какой-то, так сказать, духовный консенсус? В общем, да. Такая смесь из разжеванной в кашицу квантовой физики сознания, пастеризованных буддийских и индусских практик, психоделического шаманизма-лайт и смутного «виаризма»: веры в то, что весь наш мир – это виртуалка, кровавая VR-игра для извращенцев из другой Вселенной. Вопрос о боге, таким образом, решать должны не мы, а создавшие виртуальную реальность космические извращенцы – с нас-то какой спрос, раз мы просто ихняя плэйстейшн.
а также в контексте совершенно иной коннотации "Чёрного камня конической формы" (который для римлян был символом бога Солнца Элагабалы, и вокруг которого в романе как раз и крутится интрига) в игре Dead Space, в которой все беды начались из-за того, что люди нашли Чёрный Обелиск, "Непобедимое солнце" хорошо встраивается в связующую эти произведения идею о том, что на самом деле лежит в основе различных верований, и как связывается с ними их порой неземное, мистическое происхождение (вы вот знали, например, до знакомства с "Непобедимым солнцем" о том, что древние римляне возили какой-то чёрный камень [возможный метеорит] в колеснице и поклонялись ему как богу, выстроив целый культ?). Ещё мне было интересно узнать о том, какую роль сыграли в истории нашей страны слова кадета Милюкова "что это - глупость или измена?" (я имею ввиду самостоятельную читательскую работу - объяснение этим словам, исторического контекста и их значение для Октябрьской революции вы в романе не найдёте) (в тексте звучит чуть иначе "что это - глупость или маркетинг"), а также кивнуть словам Пелевина о том, что у людей странно спрашивать, что такое истина, потому что
«Человек» и «истина» – это антонимы. Каждый человек есть по своей природе вопрос. Вопиющий вопрос.
Узнать, от чего именно плачут богатые (от смеха над нами), и что "настоящая роскошь - это окружить себя дешёвыми жизнями", и согласиться с Пелевиным, узнав, в чём по его мнению истинный смысл проекта "Грета Тунберг", и что такое педофрастия (цитата далее отредактирована мною для удобства чтения):
В чём политическая подоплека американского политкорректума? За ним стоит попытка транснациональной финансово-информационной элиты закрепостить умы так же, как в прошлых культурах закрепощали тела, спрятав хозяев мира за живым щитом из разных несовершеннолетних Грет, хромых лесбиянок, черных активисток, трансгендерных мусульманок и прочего символического персонала, любой неодобрительный взгляд в сторону которого будет люто караться. Сегодня не получится всерьез бороться с истеблишментом (властедержащими), потому что менеджеры нарратива облепили его периметр всеми этими милыми котятами с болезнью Альцгеймера, израненными черными подростками и так далее. За живым щитом прячется создающая нарратив бессовестная мафия, но ты не можешь плюнуть в ее сторону, не попав во всех этих Грет. Хотя сама Грета тут совершенно ни при чем, но человеку, который хочет плюнуть в элиту и истеблишмент, поневоле приходится плевать в Грету, потому что истеблишмент оклеил ее портретами все свои стены и двери. И люди, не понимающие в чем дело, но чувствующие подвох, клеят себе на бампер стикер «Fuck you Greta». Подразумевая не Грету, а этот самый истеблишмент.
 Дело не в том, что где-то в мире есть добрая Грета, настолько отважная и честная девчушка, что про ее подвиги поневоле сообщают корпоративные СМИ. Дело в том, что корпоративные СМИ с какого-то момента начинают полоскать тебе мозги ежедневными историями про эту Грету. И послать их куда подальше становится проблематично, потому что тебя могут спросить – ты что же, против доброй Греты, гад? Медийная Грета – это не человек. Это агрессивный педофрастический нарратив, используемый транснациональной олигархией в борьбе за контроль над твоим умом. Личность-Грета тут вообще не важна. Она может быть самым искренним и добрым существом на свете, или быть 3D-распечаткой национал-социалистического плаката, или ее может не быть вообще. С того момента, когда ее личину напяливает на себя олигархия, говорить про нее уже нет смысла. Это просто новая маска сатаны, которую, точно так же как маску Гая Фокса, немедленно начинают носить все мировые придурки. Такого не было даже у вас при Сталине. Мы, американцы, новые крепостные, вот что. Прежний европейский крепостной не мог покидать свою деревню, но думать мог что хотел. Современный американский крепостной может ездить по всему миру и даже летать в космос, если есть деньги, но его сознание при этом должно бегать на коротком поводке вокруг нескольких колышков, вбитых корпоративными СМИ – «формирователями нарратива». Американцам нельзя покидать зону допустимого нарратива. Даже внутри своей головы. Иначе одна дорога.
 Для постоянного читателя Пелевина будет также не новым то, что главный источник мирового зла - это
корпоративные медиа и Голливуд. Они же фабрики, формирующие реальность. Там создают миф, в котором мы живем. Так что это не просто главный источник зла — это его единственный легитимный источник на планете. Ни у кого больше нет ни права, ни возможности назначать вещи добром или злом. Это даже важнее, чем печатать доллары.
Действительно, с этими словами Пелевина я согласен на все сто процентов, потому что уже давно, например, интернет из над-реальности превратился в реальность, и теперь Цукербрины-паразиты думают не о том, как высосать энергию из человека, выделяемую им в свете s.n.u.f.f.овского бога Маниту, а о том, чтобы их не разорвало к чертям, настолько много и в каком невообразимом избытке она стала к ним поступать. Виртуальная матрица стала реальностью, нагло размывая её границы, но от этого в реальности не убавилось абсурда и жестокости: подобно обзору новостных заголовков из своего рассказа "Некромент" (2008) Пелевин снова приводит в пример ту же технику, отражая современную реальность в вымышленном новаторском романе, чьё новаторство заключалось в том, что он весь состоял лишь из новостных кликбейтных заголовков:
«Петербуржец пригласил девушку на свидание и показал ей труп», «Россиянам предложили пожить в железной бочке», «Темнокожий певец поборолся с размером своего пениса при помощи сэндвича», «Енот-полоскун нализался глинтвейна и погиб», «Россиянин избил жену и восьмимесячного ребенка ведром», «Вместо съеденного акулами-людоедами дайвера нашли съеденного серфера», «Россиянин истязал соседей конским ржанием»
и так далее, некоторые из которых, как вы видите, подходят для описания, например, несуществующих, но гипотетически возможных романов Владимира Сорокина, ведь в современной реальности насилия, жестокости и абсурда настолько много, что его даже не нужно гиперболизировать для того, чтобы "достучаться до читателя", и кажется, что современным писателям больше не успеть за происходящим, они даже не успевают сублимировать свою реакцию и авторское мнение в сочинения (но может я сгущаю краски, ведь ещё в 1939 году Джон Дос Пассос , например, написал роман 1919 , в котором также использовал газетные кликбейтные заголовки для того, чтобы разобраться в том, куда катится реальность).
 На этом я завершаю свою рецензию. К сожалению, роман не встал в один ряд с любимыми мною пелевинскими романами, но мне было всё-таки интересно его читать и я ждал его выхода также, как когда-то с нетерпением ждал новые книги о "Гарри Поттере" в детстве, а это дорогого стоит. Приятно также было найти на YouTube комментарии других читателей Пелевина под упоминаемыми в "Непобедимом солнце" песнями - и я считаю, что лишь за одно приобщение Пелевиным читателей к King Crimson, например (пока другой мейнстримовый русский писатель пишет о "мычащем мужике"), его можно поблагодарить.
чтобы увеличить картинку, нажмите на неё

картинка Pavel_Kumetskiy

Не понравилось. Картонность.

картинка Pavel_Kumetskiy

обложка альбома-шедевра в жанре дэт-метал "Symbolic" группы Death

Комментарии


Шульдинер - гений.


абсолютно!