Больше рецензий

Pavel_Kumetskiy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2019 г. 22:33

4K

5 Пелевин is back again

I seen a hand, I seen a vision
It was reaching through the clouds, To risk a dream
A shadow crossed the sky
And it crushed into the ground, Just like a beast
The old man’s back again

Скотт Уокер, "The old man's back again"

  Пелевин вернулся. После «Любви к трём цукербринам» мне представлялось, что больше такого Пелевина, как в «Generation П» , например, мы уже не увидим (хотя, я признаю, что это дело вкуса - кто-то и в "Цукербринах" видит уровень «Generation П»). Но, к моей радости, я ошибся - «iPhuck 10» показал, что Пелевин не только не потерял свой писательский скилл, но даже в чём-то стал лучше в сравнении с его ранними (лучшими) работами. Как и «iPhuck 10», как и «Тайные виды на гору Фудзи» , так и теперь уже "Искусство лёгких касаний" доказывают в очередной раз, что никому из русскоязычных писателей художественной литературы на сегодняшний день не удаётся так одновременно точно и смешно (через призму постмодернистского юмора, совместно с деконструкцией актуальных [на момент выхода книг] событий из реальной жизни) описывать современную действительность, как удаётся это Виктору Пелевину. Конечно, есть ещё Владимир Сорокин, но его произведения выходят реже и часто они более "вещь в себе", чем истории Пелевина, так как в своих книгах Сорокин часто предельно серьёзен и строг в описании самого главного вопроса, который его всегда интересовал - вопроса природы насилия, и для того, чтобы адекватно его читать, нужно обладать хотя бы каким-то уровнем познания о том, что творится в разных формах искусства за последние эдак лет 20 минимум - иначе его произведения прочитываются читателями как бред больного человека, потому что в своих сочинениях Сорокин деконструирует не только современную действительность - он деконструирует те непрописанные правила морали, по которым живёт общество, проверяя их на прочность. В сочинениях Пелевина градус жести меньше: если Сорокин ставит перед читателем зеркало, взглянув в которое он с ужасом старается от него откреститься, то Пелевин не ставит зеркал - он стоит рядом с Сорокиным и угорает вместе с ним над тем, какую реакцию это зеркало вызывает у читателя; в них всегда присутствует тот тролль с 2ch, которого сорокинские зеркала не пугают, а веселят, поэтому он более свободен и раскрепощён в том, что может себе позволить - в том числе не всегда быть таким крутым, каким он был в своих произведениях. Но в этом и его слабость в сравнении с творчеством Сорокина - я считаю, что новые работы Пелевина нужно читать именно в тот момент, когда они появляются, иначе они устаревают, теряя в себе тот концентрат zeitgeist ("духа времени"), который им соответствует.

  Я считаю, что самое худшее, что может сделать рецензент, творя свою рецензию об очередном новом произведении Пелевина - это наспойлерить, потому что Пелевин прекрасен тем, что его не сложно читать и понять, он не нуждается в каких-то трактовках и подсказках "обученных" толмачей различных литературных мастей, так как сам ведёт читателя за руку, и если вы узнали что-то об "Искусстве легких касаний" до того, как начнёте его читать - считайте, что вы лишили себя большой доли читательского удовольствия, которое могли бы получить (цитата из песни Скотта Уоккера, кстати, коррелирует с содержанием, и не просто так я её взял, но узнаете всё сами, когда его прочтёте). Новые истории Пелевина не хочется пересказывать в рецензиях - их хочется обсуждать в живом разговоре - настолько порой умные, оригинальные и едкие метафоры, находки, образы, сюжеты в нём присутствуют, что их хочется обсуждать, а не пересказывать. За меня уже постарался один известный критик в своей рецензии-изложении вам испортить впечатления от чтения, проспойлерив всё, что только можно было, поэтому я не буду этого делать вновь - суть моей рецензии в том, что она транслирует лишь одну мою мысль - Пелевин is back again. Если вы зареклись читать Пелевина, потому что "он уже не торт" - возвращайтесь, если ещё этого не сделали, а то всё профукаете.

  Не хочется заканчивать свою рецензию на одной невесёлой ноте, но не сделать этого я не могу - книга стоит почти 800 рублей - это что, прикол какой-то (хотя сам автор прекрасно всё понимает, иронизируя над этим, и вина это не его, а вполне видимой руки бизнеса, но всё же)?

картинка 36105997