Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

26 августа 2020 г. 16:22

2K

5 Даже несчастная жизнь стоит того, чтобы ее прожить.

И этот несчастный, лишенный рук и ног, которого приходилось укладывать спать и кормить, как младенца, это жалкое подобие человека, чья жизнь сводилась лишь к тому, что он орал от боли, воскликнул, охваченный яростным негодованием:
— Ну можно ли быть такой дурехой? Подумайте только — лишить себя жизни!

Исключительно любопытства ради мне интересно, сколько читателей этого романа, по мере чтения, тихо офигевали от названия) Я как-то после той же его "Мечты" не удивилась, но так для справки в комментариях к роману нашла, что автор, подбирая заголовок, раздумывал над такими вариантами как "Юдоль скорби", "Чаяние небытия", "Старый циник", "Мрачная смерть" и все в этом же духе, как говорится, no comments. Хотя, перевернув последнюю страницу, начинаешь понимать, что Золя не издевался и не троллил будущих читателей, просто его основная мысль доходит не сразу, что мол жизнь полна драм, несчастий, неудач, болезней и потерь, но даже так жизнь стоит того, чтобы жить, преодолевая все это, стараться находить радость в мелочах, в доброте по отношению к другим, пусть они и не оценят, но тебе самому от этого легче будет. И, наверное, именно на фоне далеко непростой жизни главных персонажей романа эта мысль выделяется ярче, чем на примере исключительно благополучных судеб.

Сами же герои крайне неоднозначны, с одной стороны, они зачастую бесят, причем все, а с другой, к той же Полине Кеню нельзя не испытывать симпатии, пусть я ее и не понимаю и не одобряю временами. Тут, наверное, еще дело в том, что мне лично глубоко чужда идея самопожертвования ради других. Вот, имхо, никто никогда не оценит, потихоньку начнут воспринимать как должное и сядут на шею, ножки свесив, поэтому нужно думать в первую очередь о себе и своих нуждах, просто не в ущерб другим, короче я, как всегда, за золотую середину между тотальным эгоизмом и полной отдачей себя другим. При всем при этом Полина не идеальна и в определенных обстоятельствах, остро реагируя на такие вещи как честность и верность, способна и психануть, и постоять за себя, просто она чересчур добра и ей всех жалко. Мне понравилось, что ее жалость деятельна и не избирательна, она, по-моему единственная, кому было не наплевать на местных жителей.

Дело в том, что события романа разворачиваются в крохотной рыбацкой деревушке, что постепенно разрушается безжалостным морем и все глубже и глубже скатывается на социальное дно. Местные пьют, воруют, попрошайничают, совокупляются, дерутся, занимаются проституцей, а их дети с самых ранних лет, видя только такой пример перед глазами, повторяют эти действия: тринадцатилетняя девочка не знает, от кого точно рожден ее ребенок, другая постоянно напивается, третий становится сутенером собственной матери итд итп. Золя часто ругали за то, что он не боится называть вещи своими именами и вытаскивает на белый свет вот такие вот судьбы и истории. Многим проще притворяться, что это все художественный вымысел, гиперболизация писателей, нагоняющих страха и чернухи. Даже в наше время полно тех, кто не хочет снять с себя розовые очки и на ту же контркультурную литературу реагирует, что либо ой ну прям такого не бывает, либо зачем о таких ужасах писать художественные произведения. Конечно, проще сделать вид, что у всех все хорошо...

Так вот, только Полина в романе пытается помочь таким опустившимся людям, даже местный священник давно махнул на них рукой, а уж про мэра и говорить нечего. Она же пытается хоть немного вразумить их и на собственные остатки денежного состоянии сует им монетки, еду и лекарства, не брезгуя сама обрабатывать раны и подходить к вшивым, вонючим, одетым в лохмотья детям и подросткам. Тут прям нужно отдать ей должное, она ничего не ждет взамен и поэтому не разочаровывается, что её благотворительность по сути общей картины не меняет, она довольствуется тем, что таким образом хоть чуть-чуть облегчает жизнь этим убогим. Остальные же смотрят на всю эту благотворительность неодобрительно, откровенно брезгуя, да и вообще они слишком сильно озабочены собой.

Особенно это касается Лазара, второго ключевого персонажа романа. Вот он как раз тот типаж, что я на дух не переношу ни в жизни, ни в художественных произведениях, подвид фекалия в прорубе, вечно не знающий чем заняться и чего и кого он вообще хочет, вечно строит воздушные замки, которые приходится оплачивать близким ему людям, столкнувшись с малейшими трудностями тут же остывает к своим предыдущим замыслам и переключается на другое, полное отсутствие практической жилки, вечный, пардон, пи...страдалец! Вообще, у него явно есть проблемы психологического характера, было бы интересно послушать, что по его поводу сказали бы современные психологи. И вот в это убожество влюбляются две обеспеченные, привлекательные молодые девушки, чего они в нем нашли для меня загадка, но любовный треугольник вышел прям классический со всеми вариантами развития событий в определенный момент времени. Правда в итоге никто не выиграл, так как приз был ну оочень сомнительного качества. И тут мне снова жаль Полину, что отказалась от собственной жизни ради чужого даже не счастья, а просто ради других.

Интересны тут и другие герои, можно долго рассуждать о тех же родителях Лазара, что взяли в дом юную сиротку. Сначала они предстают вполне себе достойными людьми, но со временем один совсем опускается из-за болезни, что раздирает его на части и уже ничем кроме собственного хоть какого-нибудь комфорта не интересуется, вторая же идет на сделку с собственной совестью и в итоге пытается обелить себя, спихнув всю вину на тех, кто по сути стал жертвой ее жадности, недальновидности и слепой любви к сыну. Есть еще Луиза, та самая третья сторона треугольника, изнеженная молодая девушка, которую автор часто сравнивает с игривой кошечкой, и мне кажется, речь здесь идет не только о внешних повадках, но и содержимом черепной коробки, она живет практически на инстинктах и в итоге остается очень несчастной, уверена, что со временем она превратится в озлобленную женщину, что отыгрывается на своих домашних за неудавшуюся, по ее мнению, жизнь, все задатки уже видны невооруженным глазом. Довольно важные роли играют и второстепенные персонажи: служанка, доктор, аббат, жители деревушки, все они не просто оттеняют жизнь основных героев, но и представляют отдельный интерес для читателя, на их примере видны различные типажи, характеры, что были входу не только тогда, но и сейчас.

Ну и напоследок, по традиции, мое восхищение языком автора! Не могу передать, как дико мне нравится слог Золя, а тут еще он довольно часто описывает мою любимую стихию - море, все события происходят на его фоне, неукротимое, неумолимое, как сама жизнь, его нельзя обуздать, нельзя справиться, если оно хочет взять свое и разрушить яростным натиском что-то, сотворенное руками человека, его описания тут великолепны и метафора автора вполне ясна. Да и вообще, что бы он ни описывал, выходит на редкость ярко и живо, за что собственно он и выхватил от критиков, которые скривились над описанием сцен родов и начала женской зрелости, вот уж не думала, кстати, что последнее можно описать столь поэтично. Ну а при чтении первой сцены я прям от души порадовалась, что живу в 21 веке с абсолютно другим уровнем медицины. Замечательный роман о людях, о жизни, о судьбах, такие вещи они во многом вне времени и вне эпохи, они заставляют думать и размышлять и в конце концов ты действительно понимаешь, что название автор подобрал правильное. картинка nastena0310
P.S.: Мои рецензии на другие части цикла "Ругон-Маккары":
"Карьера Ругонов"
"Его превосходительство Эжен Ругон"
"Добыча"
"Деньги"
"Мечта"
"Завоевание Плассана"
"Накипь"
"Дамское счастье"
"Проступок аббата Муре"
"Страница любви"
"Чрево Парижа"

Прочитано в рамках игр:
"Игра в классики" 7/8
"Книжное государство"
- Городские Объекты

Ланочка Lanafly , спасибо за компанию! Жду с впечатлениями)

Ветка комментариев


Спасибо:)


Вэлкам:*