21 августа 2020 г. 18:45

817

5 У каждого художественного произведения - как минимум два автора

Роман невероятно многоплановый. Сама структура текста, параллели и контрасты планов повествования и системы образов, речь персонажей и ряд других интереснейших стилистических приемов делают роман находкой для любителей аналитического чтения. При этом в романе есть очень сильные в эмоциональном плане места.
Я намеренно не хочу комментировать содержание, дабы не испортить то чувство первооткрывателя, которое мы испытываем при встрече с неизведанным и то, что мы так часто ищем в литературе. Позволю себе только небольшой комментарий-вопрос относительно названия. Какой Линкольн, отец или сын, имеется в виду? Мой ответ: однозначного ответа нет. Вернее, ответ зависит от того, какое из значений понятия «бардо» мы актуализируем.
И еще о романе. Слово «роман» даже как-то не очень подходит к этому художественному произведению. Это истинно художественный текст, соприкосновение с которым дает импульс многообразным интерпретациям. У каждого художественного произведения, как писал Юрий Лотман, есть по крайней мере два автора — тот, кто его создал и тот, кто его воспринял. Произведение Д.Сондерса невероятно многопланово. При этом автор не навязывает своей трактовки в отличие от критиков. Если вы хотите получить удовольствие от чтения, не читайте вступительные статьи, в которых разъясняется значение слова «бардо», потому что пояснения в основном очень поверхностные, основанные на одном из значений этого понятия в буддизме, что сужает возможности восприятия и интерпретации текста. Станьте соавтором. И, если получится, то, возможно, вам захочется перечитать книгу еще раз и раскрыть новые грани… нет, не книги, а себя.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!