Больше рецензий

Kalista

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2012 г. 21:48

11K

3

Книга прочитана в рамках Флэшмоба – 2012 (1/20). Спасибо за совет Bluefox . Давно хотела познакомиться с творчеством Стругацких. Вот и познакомилась. К сожалению, не все долгожданные встречи бывают радостными.

Итак, в процессе чтения данного произведения я вывела для себя формулу под кодовым названием «Из трех Б в П», которая вот что в себя включает:
Бедный язык + Бледные персонажи + Бредовая сюжетная линия = Пикник на обочине.

Ну, пожалуй, начнем по порядку:
Б №1: Бедный язык. Выучить и оперировать словарем из 100 частоупотребляемых существительных похвально для иностранца, пишущего письмо другу на чужбину. Но никак не для писателя. Точнее для двух писателей. Получается, если 100/2 = 50 слов на каждого. Не густо. Я, конечно, понимаю, что не пристало двум брутальным мужчинам использовать многочисленные эпитеты в своей речи. Но можно было хоть иногда постараться для читателя?

Б №2: Бледные персонажи. Есть у Терри Пратчета серия книг о Плоском мире. Не верьте, там все хорошо. Вот где настоящий плоский мир. Вот он где притаился. В героях Стругацких. Плохо прописаны характеры. Да что уж там? Вот вам один напримерчик. Я была невероятно удивлена, узнав, что, оказывается, главному герою не 50 и даже не 40 лет. Хотя все начало повествуется от лица именно такого возраста. А в итоге узнаем, что на тот момент ему было чуть больше 20. Плохая, плохая вживаемость в роль получилась у авторов. Они ж не себя описывали, в самом деле.

Б №3: Бредовый мир. Нет, не спешите закидывать меня помидорами. Задумка, задумка действительно хорошая. Хороша идея, и мир интереснейший придуман. Но какова реализация? Мало того, что первую половину произведения решительно невозможно понять, что же это такое происходит. Так и через вторую тоже необходимо продираться. Нет, ну в самом деле. С самого начала они начинают буквально с «мяса». (Пропустим бредовое интервью с профессором). А что? Зачем? Почему? Ничего не объясняют. Догадайся, мол, сама.

Не понимаю? Может это я одна в таком невосторге? Потому что столько положительных отзывов я читала! Столько ожидала от этого произведения! В общем, плохо, очень плохо, дяди Стругацкие! Нехорошо обманывать читателя. Обещали конфетку, а дали только фантик.

Книга прочитана в рамках Флэшмоба – 2012. Спасибо за совет Bluefox .

Ветка комментариев


Под исключениями я его, в основном, и имел ввиду.

А вы считаете, что да?


Да, я считаю, что Брэдбери велик. И не одна я, как показывает практика.
Его давно уже включили в школьную программу и в институтскую тоже, как один из образцов литературы прошлого века.


Ну да, а еще «Метро 2033» многие считают лучшей книгой из прочитанных, и что?

И что, это показатель? Пока Павича и Гессе не включат, они никто, да?

И, да, в моем физмат лицее в программе была исключительно русская литература до середины века.


Неудивительно, у вас же физмат. Хотя, возможно, это особенность нынешнего обучения. ЕГЭ и прочие программы для отупения учащихся - не знаю. В мое время программа была глубже. Мы изучали до Высоцкого включительно.

И да, это показатель. Я говорю сейчас не об отзывах читателей, я говорю об отзывах литературных критиков, редакторов и так далее. В этом плане было бы глупо сравнивать Метро и Брэдбери. Гессе и Павича изучают в институтской программе ( в профильных институтах, конечно же).


Ну не знаю, не знаю. Вот про восхваление критиками какого-нибудь Джойса наслышан, про Брэдбери — нет. Ну да ладно.


Странно не слышать. Брэдбери как минимум лауреат многих премий, в том числе и Пулитцера.


Ну вот, теперь мне стыдно :(


Я больше скажу: Стругацкие за "Пикник" тоже были награждены - что характерно - международными премиями: в 77,79 и 81 годах, что для советских писателей вообще не типично.


Я на их офф. сайте только вот это нашел:
1977. Кэмпбелловская мемориальная премия специального жюри Ассоциации «Научные фантасты США» за лучшее произведение года, опубликованное на английском языке (повесть «Пикник на обочине»).

И это слегка менее значимо, чем Пулитцер.


У Стругацких не было Пулитцера.
За Пикник у них:
1977 год. Награда Джона Кэмпбелла, второе место за книгу года.
1979 год. Премия Жюля Верна «За лучшую книгу года» (Скандинавия).
1981 год. Французский фестиваль фантастики - приз за лучшую иностранную книгу.

Я не говорю, что у них премии равны Брэдберевским, но они есть. Причем зарубежные, что для советских писателей вообще тяжко.


Не хотелось бы спорить, но все же скажу, что мне эти премии ничего не говорят. Да, и, насколько я понял, они «жанровые», а это вообще плохо.

Знаете, даже Лукьяненко, вроде, какие-то зарубежные получал (да, не так трудно получить, как раньше, но все равно), но не дай б-г его кто-то при мне писателем назовет.

Я же не зря Джойса упоминал ранее — вот он, признанный мастер.