josephine_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2012 г. 12:03

929

4

Чем занимаются на досуге образованные юноши XIX века? Пишут магистерские диссертации и читают Библию. По крайней мере, Серен Кьеркегор. Посвятил свою жизнь изучению религии и феномена веры. Понятно с какой целью. Он пытался обнаружить экзистенциальную природу потребности человека верить в бога, т. е. он хотел нащупать веру внутри человеческого естества, и все внешнее из человеческого мира (этика, культура, религия, обряды) нужны только в качестве признаков уровня сознания, на который переходит человек. Если он достигает религиозного уровня - он не нуждается в благах внешнего мира.
Серен Кьеркегор, как заправский психоаналитик, анализирует поступки библейских (и не библейских персонажей), исходя из трех уровней человеческого сознания: эстетического, этического и религиозного. Обывательский он, понятное дело, опускает, ведь, что из Авраама, что из Агамемнона обыватели никакие.
Центральной идеей трактата есть идея самоотречения (самоабстрагирования?) и самопожертвования (и жертвования). Библейский миф об Аврааме и его жене Саре довольно известен: они были стары, но мечтали о детях, Бог послал им сына, но, чтобы испытать Авраама, Бог потребовал принести новорожденного Исаака в жертву. Авраам делает эту жертву. Но Бог спасает Исаака. И именно вот этот момент волнует Кьеркегора, он называет его парадоксом веры: человек, любящий Бога, любит Бога больше человека (даже если это родной сын), но, опять же, он не будет сравнивать эту любовь, потому что эта любовь - разнекатегориальная.
Кьеркегор понимает Авраама, но и боится его, так как находится на другом уровне человеческого сознания (я думаю, что на этическом). На этическом уровне находится и царь Агамемнон, который, как и Авраам, принес в жертву богам собственного ребенка (дочь Ифигению). В сравнении Авраама и Агамемнона Кьеркегор показывает сущность веры для человека духовного и светского.
Вообщем, продолжать можно долго. Философские труды - неисчерпаемы, о них лучше не писать, их нужно читать.

Комментарии

Мне кажется, и сам Кьеркегор говорит, что он именно не может понять Авраама. Но очень хотел разобраться. Кьеркегор говорит, что не может достичь состояния веры, хотя и очень старается путем "бесконечного смирения".

+1 08.08.13