18 марта 2020 г. 12:34

12K

4 Если встретишь Будду - убей его!

картинка Ludmila888

«Слова, в которых один человек находит жемчужины мудрости, для другого звучат глупостью»

Главный герой романа-притчи Сиддхартха посвящает всю свою жизнь поиску собственной духовной сущности. Вместе с ним по этому пути идёт и его друг Говинда, но на определённом этапе они встречают Будду и расходятся в разные стороны. Говинда принимает учение Будды, а Сиддхартха продолжает поиски себя самостоятельно, считая, что никто не придёт к спасению через учение: «У самого себя буду я учиться, буду своим учеником, буду учиться познавать себя, таинственного Сиддхартху». Он убеждён, что весь смысл познания истины на духовном пути заключается в том, чтобы искать свою собственную тайну, а не тайну, преподнесенную кем-то другим. Буддисты выражают это словами: «Если встретишь Будду на своём пути, убей его» (что Сиддхартха и сделал). Это означает: если вдруг обнаружишь, что пытаешься принять кем-то установленный идеал, выбрось его из головы. Тайну жизни следует разгадывать самому, используя в качестве инструментов познания не только разум, но и чувства, чтобы приблизиться к истине как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. И говорить здесь можно лишь о своей истине, а она по мере развития личности человека будет меняться.

«Знание можно передать, мудрость – нельзя. Её можно найти, можно её нажить, можно от неё жить, можно творить с ней чудеса, но высказать её и научить ей – нельзя»

С одной стороны, преданность какому-то конкретному учению обеспечивает ищущему готовый путь вместе с сильной группой поддержки. Но с другой - строгое подчинение религиозным догмам всё равно не даёт никакой гарантии обретения благополучия и целостности. Люди вправе открывать собственные истины и придерживаться их. Ведь в мире нравственных и духовных истин (в отличие от научных) "изобретение велосипеда" не только не смешно, но и очень даже необходимо: мы не повторяем, а сами открываем именно то, что было высказано древними мудрецами. Истина открывается, когда человек находится в состоянии непосредственного её восприятия. Понимание приходит путём осознания реальности, которую необходимо просто признать и принять, не оценивая, не интерпретируя и не переводя на язык своей бурной фантазии.

«Слова скрывают тайный смысл; каждый раз, когда его одевают в слова, он становится немного иным, немного искажённым, немного глуповатым…»

Очень важным для приближения к истине является неискажённое и неинтеллектуальное восприятие действительности, то есть своеобразный выход нарастающих и глубоко ощущаемых переживаний за рамки теоретического знания. Поэтому реальность может быть лучше понята опытным путём в процессе жизни, а не в бегстве от неё. И Сиддхартха, окунувшись с головой в гущу мирской жизни со всеми её соблазнами, исследовал самые разные грани и аспекты собственного Я. Не обошлось и без разочарований, отчаяния, мыслей о суициде. Но в результате долгого познания себя герою (в отличие от его друга, идущего иным путём) всё же удалось пробудиться и достигнуть просветления, то есть отыскать Будду внутри своего сердца.

«Большинство людей, как сорванные листья, которые качаются и кружатся в воздухе, взлетают и падают на землю. Но другие, немногие, — как звезды, они идут назначенным путем, никакой ветер не достигает их, их закон, их путь — в них самих»

Благодарю Сергея boservas за напоминание об этой книге, которую я давно собиралась прочесть.

Ветка комментариев

Все комментарии

Никто ничего не должен в плане пути. Путь существует еще до рождения - место рождения, время, статус родителей, их ответственность - всё это уже этапы пути. Как часто родители, желая добра своему ребенку, ломают его - это тоже путь, а другие тешат любые капризы - тоже путь.
Потом сын Сиддхартхи сбежал сам, отец его не выгонял, это сын агрессивно не принял образ жизни отца, а у отца не было возможности приучить его к этому образу раньше, потому что он не ведал о сыне.
Полюбил ли Сиддхартха сына? Думаю, не больше, чем Камалу. Любовь предполагает жертвенность, угода сыну требовала от него жертвы собой, смыслом своего пути. Разве Ситтхартха любил Камалу больше себя? Сын - плод страсти, но не любви, породил в нем страдание, но не любовь. Он принял это страдание как составляющую своего Я, которая дала ему новый материал для самопознания.

+1 18.03.20

Спасибо за дискуссию, Сергей! Ещё раз хочется подчеркнуть, что таким людям просто нельзя иметь детей, так как их жизненный путь и предназначение не очень совместимы с родительскими обязанностями.

+1 18.03.20

И тебе спасибо.
Так и Дон Хуан о том же - или магия (самопознание по-тольтекски), или дети. И Сиддхартха не собирался, Камала его просто подставила. И с философской точки зрения: познав мир страдания - страдание от него и породил.
Просто этот роман о Сиддхартхе, а не о его ребенке, ребенок здесь - определенная часть его мира и только. Гессе не старается объять необъятное и решать еще и вопросы педагогики :)

+1 18.03.20