Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2019 г. 13:25

2K

4 Павел наоборот

Будучи подростком, Шермер нашел Бога, но после прослушанного в магистратуре курса по теории эволюции и особенно после практики в больнице отказался от «этой гипотезы» и начал писать книги, развенчивающие паранормальное, — набралось уже на целую полку.

Заметка на полях: название книги на русском сильно проигрывает оригиналу The Believing Brain: From Ghosts and Gods to Politics and Conspiracies—How We Construct Beliefs and Reinforce Them as Truths. С другой стороны, такие длинные названия по-русски не в ходу.

Поначалу нам предлагают очень Я-историю: автор рассказывает о своем пути к вере и обратно, постоянно апеллирует к собственному опыту и рекламирует свои предыдущие книги — это так по-американски! Строй речи и интонация тоже отсылают к архетипическим американским проповедникам-евангелистам (ведь что именно проповедуется и возвещается, не так уж и принципиально).

Но если быстро пролистать первую часть, дальше начнется добротный физиологически-психологический научпоп о том, как мозг обрабатывает информацию и почему возникают когнитивные искажения. В двух словах: поиск связей между явлениями эволюционно выгоден. Если связь действительно существует, то мы получаем работающий прогностический инструмент. Если она оказывается ложноположительной — ничего страшного, ну принесем пару сотен человеческих жертв несуществующему богу. Хуже не будет, а нехватки материала никогда не наблюдалось. Постулируется, что склонность искать смыслы во всем и привела, в качестве побочного эффекта, к магическим практикам, религиям и вере в зеленых человечков — вообще-то они серые, как не преминул бы уточнить Малдер.

Сам тезис об эволюционной предрасположенности к ложным ассоциациям и поиску «агентов» для меня не нов, но было интересно наблюдать, как Шермер раскрывает его на примерах из эволюционной психологии, этологии, нейробиологии —разумеется, щедро описывая всяческие эксперименты (и предлагая в процессе чтения поэкспериментировать над собой). Например, дисфункция нейронной деятельности теменных долей может лежать в основе изменения духовных и религиозных взглядов и поведения, поэтому перед окончательным уходом в монастырь стоит сделать МРТ головы. На всякий случай.

Но больше всего зацепило это:

...три десятые секунды проходит после того, как мозг делает выбор, и до того, как мы осознаем этот выбор. Прибавьте к этому времени обработки еще две десятые секунды на то, чтобы осуществить выбор, и это будет означать, что проходит целых полсекунды между возникновением в мозге намерения сделать что-либо и нашим осознанием реального осуществления этого действия.

Неудивительно, что я делаю столько глупостей: у меня ведь есть только жалкие 0,5 секунды, чтобы одуматься.

Не менее занимательны рассказы Шермера о непосредственных контактах с адептами противоположного лагеря: он активно участвует в публичных диспутах и прочих мероприятиях, есть чем поделиться. Только одна проблема: пока Шермер рассказывает о генетике и нейробиологии (в которых я ничего не понимаю), у меня такое — ух ты! А когда начинает гуманитарно философствовать о боге и внеземном разуме — ну так. И совсем я не поняла сборную солянку последней главы, в которой Шермера носит от дрязг между либералами и консерваторами до космологических теорий.

Среди прочего, Шермер рассматривает феномен, который он называет предвзятостью подтверждения, или склонностью искать и находить подтверждающие доказательства в поддержку уже имеющихся убеждений и игнорировать или по-другому интерпретировать доказательства, которые их не подтверждают. Известное когнитивное искажение, и поэтому, в частности, считается, что книги вроде этой поставленных целей не достигают, но...

на ЛЛ есть рецензия человека, который прочитал ее и перестал верить в экстрасенсов!

Комментарии


Секундочку-секундочку, я вот этого не поняла:

...три десятые секунды проходит после того, как мозг делает выбор, и до того, как мы осознаем этот выбор.


Это как? Мозг делает выбор неосознанно? Типа выбирает белым веществом, а потом серым осознаёт?


Нет, вещество одного цвета, и нейроны одни и те же, но быстрая бессознательная обработка информации происходит до ее осознанного понимания. В книге Шермер описывает, например, эксперимент Либерта.


Вспомнилось кайфовое ощущение, которое испытываешь при викторинах на время: уже вызвался ответить, но самого ответа на языке у тебя еще нет, но ты знаешь, что ответишь верно )


Понимаю, о чем вы, и сама люблю такое ощущение "потока" :)


Мне кажется, что, как всегда, подмена понятий кроется в деталях. Естественно, нами за годы наработан какой-то автоматизм, мы же не думаем, когда идём, как мы это делаем и какой сейчас ногой надо совершать движение. Но свободой воли мы, разумеется, обладаем и при желании сначала осознанно намереваемся, а лишь потом только делаем.


Так вы одним абзацем развенчали все философские построения детерминизма :) Но мне понравилась ваша оговорка "при желании".


Это сказано намеренно :) Что-то мы делаем автоматически, но при желании можем внедриться в автоматический процесс и изменить его ход :) Так когда мы автоматически идём, мы можем об этом вообще не думать и не осознавать, не то что через доли секунды. Но если, как та сороконожка, вникнуть, тут и начинается свобода воли.


Согласна :) Я ведь тоже понимаю, что ссылка на 0,5 секунды в реальной жизни не сработает ;)


Этой маленькой проблемке посвящена очень научная, но абсолютно фантастическая книга Ложная слепота.