Больше рецензий

24 июля 2019 г. 20:24

276

3 С миру по нитке - редактору на сборник

Сразу же после прочтения этого сборника я с чувством глубокого удовлетворения поставила ему "хорошо" (8/10). Но позже, когда я начала писать рецензию, мне пришло в голову, что эта оценка несколько завышена. И вот почему.
Во-первых, сразу после прочтения у меня было такое ощущение, что составители антологии собирали рассказы в книгу буквально с миру по нитке, не слишком заморачиваясь строгому следованию ТЗ, лишь бы в текстах фигурировал хоть один женский персонаж. Либо же автор аннотации бегло и выборочно просмотрел пару-тройку рассказов и написал ее лишь на основе этой краткой выборки. Посудите сами: сборник позиционируется как собрание историй о женщинах:

"21 история о женщинах в исключительных обстоятельствах"

но это применимо далеко не ко всем историям в книге. Ну какие исключительные обстоятельства были, например, у маленькой принцессы Норы из рассказа "Песнь о Норе" (венценосная семья не в счёт)? Более того, во многих рассказах сборника, например "Поединок с Хесусом", "Я знаю, как их выбирать", "Девственники" женщины даже не были главными героями (и их линии, по большому счету, не являлись сюжетообразующими).
Дальше - больше: в аннотации звучали такие эпитеты как "решительные", "мстительные", "бескомпромиссные" и "отважные". И подбор именно таких определений частенько вызывал у меня недоумение: например, во время чтения "Непорядка в душе" - более неподходящей под эти эпитеты героини ещё стоит поискать. Рискну написать спойлер, но этот рассказ вообще лучше смотрелся бы в сборнике психологических триллеров или произведений, посвященных психиатрии вообще.
В результате, настроясь на чтение текстов вполне определенного рода, читатель может если и не почувствовать себя обманутым, то испытать некое разочарование.
Во-вторых, сборник в принципе очень разнороден: от совершенно восхитительных вещиц, таких как "Тени тишины в лесах Ада" и "Вынесение приговора", с их немногословными, но при этом чрезвычайно отчётливо выписанными фонами происходящего и бэкграундами миров, до абсолютно проходных текстов, которые не вызывают никаких эмоций, вроде "Та ещё сорвиголова". Последний рассказ вообще открывает сборник, и если бы мне не нужно было читать эту книгу в рамках игры, то на нем бы я, скорее всего и сдалась. Автор - Аберкромби, к слову - словно говорит: "Ребята, действие происходит в моём мире, о героине вы знаете из одного моего романа - этим все сказано, погнали!" И с одной стороны, понятно, что сборник призван лишь дать некое общее представление о том, что за героини нынче "в моде" у писателей, дать срез основных типажей и самых востребованных сюжетов, он не может на сто процентов состоять из рассказов высшего качества, но, с другой стороны, учитывая, какие имена заявлены в оглавлении, хотелось бы, закрывая книгу, испытывать желание немедленно прочитать другие произведения автора, а не пожимать плечами в недоумении.
Ну и в-третьих, никак не удается отделаться от мысли о том, что весь сборник является по сути своей обрамлением повести "Принцесса и королева" Дж.Мартина. Слишком уж видна разница в объемах между этим произведением и прочими текстами сборника.
Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, эту антологию всё-таки можно читать с удовольствием. Пусть это и удовольствие не более чем на один вечер, и вероятность того, что у читателя возникнет желание вернуться к этой книге повторно, крайне низка. И за эту "одноразовость" снижу-ка я оценку книги ещё на пару баллов...