26 августа 2011 г. 15:54
2K
3
Прекрасное оформление: волшебная обложка, красивые иллюстрации и карты. Отличное начало: романтика северных легенд и примет, очарование снега, обещание волшебной истории и... Пшшш! Пустота внутри.
1. Совершенно несамостоятельное произведение, компиляция из различных других сказок и мифов, всё это уже видели, но в более прекрасном и интересном исполнении. Все первоисточники интереснее и глубже оригинала, а это так — реферат школьника старших классов на тему детско-подростковой литературы, попытка синтезировать всё в одно непонятно зачем.
2. Постоянно меняется рассказчик, но совершенно непонятно, зачем, потому что никакого погружения в образ персонажа нет: все говорят одинаково, думают одинаково, кажется, что это монотонно бубнит один и тот же человек (лишь только попытка чуть видоизменить речь медведя — плюс).
3. Абсолютно ватные персонажи. Злодеи не вызывают ни сочувствия, ни ненависти, просто троллиха, которая хочет стать человеком. Главная героиня — мелкая Мэрисья, с которой все носятся, как с золотым яйцом: и жнец, и швец, и на дуде игрец, всё может, а характер серенький. Главный герой — вообще какой-то тухлый, большую часть книги стоит в качестве декорации, потом превращается в человека, ещё немного работает картонной ширмой и творит ерунду. Что в нём такого хорошего — я так и не поняла. И совершенно не понимаю, зачем в повествование введён Недди, который трындит большую часть книги: сам он не играет никакой роли кроме «Подай-привези», которую может исполнить любой NPC. Сделали бы его тогда вообще рассказчиком всего, тогда хоть было бы понятно, а так — не пришей козе рукав, не в тему абсолютно. Единственный живой персонаж — мамочка главной героини, которую хочется пристукнуть пыльным мешком из-за угла. Глупая суеверная курица, которая своими заглюками портит всем жизнь, а потом сидит с идиотски вытаращенными глазами искренне не понимая, что это всё её собственные косяки. Вот за неё — плюс.
4. Никакого развития. Герои ничему не учатся, никак не эволюционируют, ничего разумного-доброго-вечного, вообще никак не меняются внутренне. Ой, произошло тут что-то, ну и ладно. Ружья не выстреливают, пророчества не сбываются и никак не объясняется, почему же.
Не знаю, что бы я сказала, прочитав её, собственно, в подростковом возрасте. Может быть, тогда отношение было бы не таким скептическим. Но сейчас это откровенно скучно и не волшебно, хотя начало было хорошим. Ничего нет хуже скучных сказок. Лучше почитать Пулмана, «К востоку от солнца и к западу от луны», «Мифы Древней Греции» Куна, вот тебе и «Восток», только в десять раз лучше.
Комментарии
Мне интересно, Вы сказали что первоисточники намного глубже и интересней, мне самой стало интересно, с удовольствием прочитала бы первоисточники , но не знаю какие , не подскажете? а то кроме совершенно дурацкого фильма Король -северный олень ,я ничего не смотрела и не читала . Буду очень признательна ,за подсказки.
Собственно, я назвала их в конце. Норвежская сказка "К востоку от солнца и к западу от луны" — сюжет. Трилогия Филиппа Пулмана "Тёмные начала" — антураж. "Мифы Древней Греции" — различные отдельные моменты, например, миф об Амуре и Психее. Уверена, что есть ещё и более скрытые заимствования, но я в детско-подростковой литературе не очень шарю.
Если понравился "Восток", то "Тёмные начала", скорее всего, тоже понравятся.
Первое, что пришло на ум: Красавица и чудовище, Снежная королева.
Читала, что бы принять решение - заинтересует или нет ребенка. Решила не рекомендовать... мальчику.
Что понравилось: описание ножей эскимосов,
Что в основной массе читатель не поймет: упоминание про треск льда, когда они пересекали северное море: пока не услышишь этот треск, сам не увидишь трещину, которая разбегается у тебя под ногой, не измеришь бездонность этой трещины, то, читая, ничего не ощутишь, а это, действительно, страшно (проверено на льду Байкала) :-)
"Единственный живой персонаж — мамочка главной героини, которую хочется пристукнуть пыльным мешком из-за угла. Глупая суеверная курица, которая своими заглюками портит всем жизнь, а потом сидит с идиотски вытаращенными глазами искренне не понимая, что это всё её собственные косяки. Вот за неё — плюс."
А я как всегда на своей волне. Книгу не читал (и читать разумеется не собираюсь), но за эту фразу ставлю большой жирный плюс.
а мне *темные начала* не понравились вовсе, а вот *восток* очень-очень люблю!
не показался пустым и поверхностным, напротив близкий и какой-то очень *свой*.
к тому же эта история почти сказка и совсем не Достоевский) и думаю будь в ней туча нюансов и запутанные отношения и много не однозначностей то это уже была бы не детская книга с сюжетом на основе норвежской сказки. Вы кстати читали эту сказку?
Ага. Она вот в этом сборнике есть. Коротко и по делу.
Если здесь нет "тучи нюансов, запутанных отношений" и так далее — зачем тогда рассусоливать страничный сюжет на сотни страниц просто слов? Затянуто, совершенно не по-детски.
Ну, я прочитала ее где-то лет в двенадцать - сразу после того, как она вышла, - и впечатления были примерно такие же. Столько накручено, а внутри пусто. Подумала: взять какую-нибудь "Золушку" и рассусолить на двести страниц - сама так же написала бы.
Еще уже тогда озадачило, что, хотя, судя по всему, события сказки разворачиваются с самой большой натяжкой не позже XVI века, у фермерского семейства из какой-то северной глубинки откуда-то нарисовалась большая библиотека (это чем Недди зачитывался).
мне тоже чего-то не хватило, когда читала. всей душой пыталась что-то найти и полюбить, но нет. хотя все-таки неплохо, хорошая книжка. видимо просто дело в том, что автор не с севера. что ли.