9 июня 2019 г. 00:23

2K

2 Самая темная чаща, а в ней – песочница

Когда я начинала читать эту книгу, у меня к ней было минимум требований и никаких завышенных ожиданий, ведь «не надейся – не разочаруешься». Насмотревшись на обложку, аннотацию и положительные оценки, я представляла себе, что это будет всего лишь легкая и чуть мрачная развлекательная история на твердую четверку. Но даже такие скромные запросы оказались чрезмерными.

Повествование начинается со знакомства с главной героиней Хэйзел и ее необычным городом, в котором различные фейри – привычная реальность, а в лесу стоит стеклянный гроб со спящим рогатым принцем. Когда-то Хєйзел мечтала, что именно она разбудит его. И вот сейчас она все также порой возвращается к тем воспоминаниям…в перерывах между поцелуями со всеми парнями без разбору. Разбила сердце одному мальчику, помечтала о принце, повспоминала детство, и пошла целовать следующего – вот так проходят среднестатистические вечера нашей милой Хэйзел, быть с которой хотят все поголовно. Зачем она так поступает? Со временем автор, конечно же, предоставит какие-то объяснения этих порывов ее трепетной души. И нужны они тут вовсе не для того, чтобы маленькие девочки представляли себя на месте желанной Хэйзел, что вы.

Параллельно с описанием целовальной практики героини происходит раскрытие мира. Описание Фэйрфолда и его жителей, которые веками живут рядом с таинственным Воздушным Народцем — лучшая часть книги, как по мне. Хотя я с подобной тематикой сталкивалась очень редко, поэтому не факт, что мое мнение было бы таким же, будь мне с чем сравнивать.

В целом, местные всегда спокойно уживались со своенравным Народцем, но однажды существа перешли черту и убили ребенка. И это заставило Хэйзел взяться за оружие, благо, оно удобно расположилось на виду в ближайшей к трупу луже. Хэйзел использовала находку против ведьмы-убийцы и после этого уже не могла остановиться, она вообразила себя рыцарем и вместе с братом Беном хотела убить всех чудовищ и спасти город. А роль ее одаренного братца-музыканта заключалась в том, чтобы отвлекать внимание существ. Пожалуй, необычно, ведь гораздо более ожидаемо было бы увидеть Хэйзел в роли прекрасной девы, создающей волшебную музыку, которая способна тронуть даже монстра, а ее брата – воином. Но у нас тут минутка разрушения стереотипов, похлопаем.

И того, вся история закрутилась вокруг нескольких точек: подозрительно вспыхнувшая активность злых существ, желание Хэйзел рыцарствовать и внезапное пробуждение рогатого принца. И связано все с некой сделкой, которую героиня когда-то заключила с Народцем (серьезно? Она прекрасно знает, что они коварны и всегда обманывают, но заключает с ними сделку?). А пошла она на такой шаг, конечно же, не для себя. Только самопожертвование, только ради близких.

Но как ни странно, такое насквозь героическое поведение Хэйзел не заставляет ей сопереживать. Персонаж выглядит совершенно искусственным, ведь представляет собой набор избитых характеристик, которыми всегда наделяли главных героинь в подобных произведениях. Она добрая, справедливая, смелая, готовая на самопожертвование и просто идеальная, даже если она сама этого не замечает, то всем вокруг это очевидно, и они с удовольствием разъяснят ей насколько она хороша.

И даже если Хэйзел совершает плохие/необдуманные/нелогичные поступки, то она все равно идеальна, ведь у нее обязательно есть веская причина: она делает это ради кого-то, или не по своей воли, или она, бедняжка, просто запуталась в своей тонкой душевной организации. У нее же такой сложный характер, тяжёлая судьба и ранимые чувства, что платочки уже сами выстроились в ряд, где же ваши слезки.

Но если у Хэйзел есть хотя бы видимость глубины, то мужские персонажи различаются только именами, остротой скул и степенью живости в разные промежутки времени по шкале от "предмет мебели" до "мельтешащий возле гг никакущий герой".

Следует отметить, что по части сюжета дела обстоят получше и сама по себе история хоть и не оригинальна, но достаточно интересная. Автор попыталась создать и поддерживать интригу, добавить парочку вот-это-поворотов, вот только реализация не блещет. Больше всего недовольства вызвала манера, в которой автор подводила сюжет к развязке. А именно то, насколько халатно и неуклюже был подан процесс поиска ответов героиней. Все разгадки были получены путем "она напряглась, подумала и вдруг поняла".

Не было никаких внятных логических цепочек, которые помогли бы вместе с героиней прийти к решению или хотя бы проследить ее путь. Мутные мыслительные процессы Хэйзел остались у нее в голове, она просто как-то поняла, где был меч, и все тут, живите с этим (ну ладно, ладно. Загадка с Васмой была неплоха. Продумай автор и остальные в таком духе – концовку можно бы значительно улучшить).

Весомый акцент сделан на боевых талантах Хэйзел, благодаря которым она так ценна для Ольхового короля. Боги, как же она ему нужна. Тролли, каждый из которых способен в одиночку уничтожить город и в клочья разодрать всех жителей, только волю ему дай — не интересно, кому нужен такой воин, пусть сидит и не рыпается. А вот ночной рыцарь Хэйзел – другое дело! Эй, древние ужасные монстры – брысь под лавку, сейчас мамка вам покажет, как устрашать смертных.

Но на самом деле ничего из расхваленных умений Хэйзел нам не демонстрируют, а ее искусство орудовать мечем остаётся за кадром. Все, чем мы можем довольствоваться – слушать потоки лести от окружающих о том, как же она хороша, какой мастер боя, какой талант.

Я подметил, что ты знатный боец, и это чистая правда; доверил тебе второй меч, ибо по стойке твоей уразумел, что ты способна воевать.

Ну раз Северин так говорит, значит надо верить, стойка ведь. Вы просто читайте себе о том, как там Хэйзел с кем-то уже поборолась, и додумайте что-нибудь сами. Представляйте себе движения Арьи Старк или Зены, если фантазия подводит, выходите из положения, что ж вы беспомощные такие.

Книга недоразвита не только по части боев. Основные любовные линии здесь в лучших традициях – до предела пафосные и драматичные, но при этом очень поверхностные и скорострельные. Даже говорить о них не хочется, но раз половина книги на этом зациклена – придется. Герои конечно немного маются в сомнениях и для приличия нагнетают драму, как же без нее, но никакого интереса происходящее не вызывает. А помимо основных есть ещё кучка интрижек из прошлого героев, которые, конечно же, очень нужны, особенно история гейского становления Бена. И еще читать про страдания мальчика-подростка от того, что его парень вдруг целует его сестру – это свежо, ново и точно всем понравится.

Ну и главное отличие от типичного канона. Вопреки возможным ожиданиям о том, что Хэйзел закрутит любовь с рогатым принцем, этого не случается, ведь принц достается ее братцу, что, кстати, становится очевидно сразу, никакой интриги. И действительно. На кой ляд принцу такая взбалмошная девица, которая целуется со всеми подряд и славится тем, что о ней страдают все парни города. Какая же может быть между ними любовь, если они соперничают в непростом деле покорения мальчишеских сердец (это о поцелуе с ним должны мечтать все парни, томно вздыхая у стеклянного гроба! Это из-за него должны болеть их сердечки!).

В целом, можно сказать о книге следующее: неплохая идея, есть сюжет, который при большем внимании к деталям был бы очень даже неплох, интересный мир, но неумело расставленные акценты в образах героев мешают их адекватно воспринимать. История замахнулась на раскрытие множества тем, но ни одна полностью так и не была проработана. И все это сдобрено обилием толерантности, что по большей части выглядит нелепо и не к месту. Но мода обязывает, друзья, мода обязывает.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!