14 мая 2019 г. 16:52

1K

4.5

В романе Адама Нэвилла речь пойдет о старинном особняке, который когда-то принадлежал гениальному кукольнику и таксидермисту. О коллекции кукольника почти забыли во всем мире, но теперь наследники решают продать работы Мейсона, чтобы те вновь вышли на свет. Кэтрин Говард выступает в роли оценщика коллекции Мейсона. Она понимает, что диорамы художника, посвященные Первой мировой и изысканные куклы могут принести миллионы. И чем больше она проводит в стенах дома, тем мрачнее и ужаснее он ей кажется. По ночам он будто оживает, по дому бродят тени, слышны шепотки потусторонних сил, а прошлое наваливается на Кэтрин тяжелым грузом, и она начинает погружаться в безумие.

На данный момент на русский переведены четыре книги автора. “Дом малых теней” — последняя. “Ритуал” и “Судные дни”, которые я читала ранее отличаются от этой книги. В одной главенствующие темы — мрачный лес и языческие ритуалы, в другой сектантство и оккультизм. “Дом…” в первом акте похож на готический роман. Огромный викторианский особняк со своими тайнами как один из персонажей и плавное, медитативное погружение в макабрический антураж этого особняка, и в больную голову главной героини.
Автор пугает образами — таксидермическая диорама, состоящая из умерщвленных крыс в форме солдат Первой мировой войны, странные куклы, скрещенные с чучелами животных, хозяйка дома, которая сама похожа на плохо функционирующую марионетку. В воспоминаниях главную героиню, Кэтрин, преследуют вселяющие тревогу дети-инвалиды и мальчик в деревянной маске. А ночные шорохи, шепотки дополняют атмосферу, способствуют погружению в этот темный капкан старинного дома, в глубокое вязкое безумие.
Второй акт, как и вся вторая половина, более динамичен — тайны постепенно нагнетаются все больше и читатель, вместе с героиней, следует по сюжету, силясь понять, что же происходит в этом мрачном доме. Почему в близлежащей деревне почти никто не живет? Что по ночам происходит в доме?
Нэвилл отлично прописал психологию героини — ты ныряешь в ее прошлое, в ее душевные, личные переживания, вместе с ней бередишь старые раны, под микроскопом рассматриваешь новые и погружаешься в едкое безумие происходящего, как в старое пыльное одеяло.
Как и любой хороший хоррор, история Нэвилла не только про безумный дом с кучей бесноватых чучел, которые снуют ночью по дому то ли на самом деле, то ли только в воображении Кэтрин, но и про человеческое безумие, про ужасы войны, про одиночество и детские травмы. Он показывает оголенный нерв персонажа — Кэтрин; ее страхи, печали. Но остальные не менее интересны. Личность загадочного мастера, который делал вселяющих ужас существ чего только стоит.
Третий акт книги немного сумбурен, он такой, я бы сказала в стиле “Внутренней империи” Линча или “Мамы” Аронофски — все стремительно летит к развязке, начинается макабр и потусторонние песнопения, и ты ощущаешь удушающую тревогу и нарастающий ужас дышит тебе в затылок, чтобы в конце третьего акта обрушится на тебя всей своей мощью. Стоит сказать, что сюжетные линии пришли к своей логичной развязке, все ружья выстрелили и все персонажи, упомянутые в книге сыграли свою роль.
Выныривание из книги подобно пробуждения от самого кошмарного сна. Знаете, в таких снах все очень медленно и зыбко. Закрываешь книгу — а шлейф из ужаса и безумия тянется за тобой, а угасает очень медленно. А это и есть залог хорошего хоррора.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!