Больше рецензий

11 мая 2019 г. 13:37

670

5

Иуда Амоса Оза стал моим знакомством не только с конкретным автором, но и с миром израильской литературы в целом. В нити текста, с сюжетом, закрученным не слишком лихо, чтобы пересказывать его в подробностях, вплетены две истории о предательстве, размышления о еврейском государстве, об одиночестве, о том, каким предательство может быть субъекивным. Главный герой, Шмуэль Аш переживает нелёгкий период в своей жизни и начинает работать в доме, в котором, как ему кажется, сможет найти и время, и одиночество. Тема его исследования в университете «Иисус глазами евреев», в нём он пытается разобраться в причинах отношения еврейского народа к Христу. Но постепенно фокус его мысли переходит к Иуде Искариоту и Шмуэль приходит к выводу, что без Иуды не было бы христианства, что он не тот, кем его принято считать, и что евреям всегда будут помнить предательство Иуды. Он знакомится с историей Шалтиэля Абрабанеля, вымышленного исторического деятеля, которого сочли предателем за его мнение о невозможности создания национального еврейского государства. Собственно, жизнь Шмуэля в романе это только фон для размышлений о двух предателях, о предательстве, как субъективном. О том, что клеймящие предателя могут и не видеть всей ситуации, не водят причинно-следственных связей и о том, что став предателем однажды, ты останешься им в вечности.
Персонажи могут отодвигаться на второй план, в зависимости от фокуса читателя, но они замечательные. Шмуэль, несмотря на свою нелепость и неуклюжесть, не вызывает отвращения или жалости. Он никогда не знал, чего же он хочет в жизни, рос непонятым и недолюбленным, его бичом было одиночество. Аталия, дочь Шалтиэля, вдова человека, ушедшего на войну, вряд ли уже когда-нибудь выстроит близкие отношения с человеком. Гершом Валд, свёкр Аталии, скучающий больной старик. Он не выходит из дома, каждый его день похож на предыдущий, меняются только темы разговоров и стихи Священного Писания, на которые он ссылается. Каждый из них – это одинокий человек и жертва обстоятельств.
Я ничего не знаю об истории Израиля, но почитав об авторе, я увидела, что Абрабанель – это от него. Боюсь делать поспешные выводы, но, кажется Амос Оз – это мой автор. Роман можно сравнить с паутиной, но если паук ведёт свою сеть от центра, то Оз сводит разные линии, оплетая одну за другой темы и линии, мастерски сплетая их в единое целое. Так бывает, когда прочитанная книга очень понравилась – уже и сказать о ней нечего. Достаточно было сказать, что она замечательная.