Больше рецензий
27 марта 2019 г. 20:18
9K
3 Лютый треш. Бессмысленный и беспощадный.
РецензияКогда книга начинает мелькать в ленте, я не спешу браться за нее сразу. Наученная горьким опытом знаю - нам не избежать совместного проведения досуга и с интересом жду, каким поводом воспользуется книга, чтобы мы остались один на один. Мне интересно сколько времени ей понадобиться, чтобы приблизить момент, когда она придет, довольно ухмыляясь и поставит меня перед фактом - теперь она часть моей жизни и все мое свободное время будет принадлежать только ей. Претензии предъявлять поздно, предупреждение было вывешено заранее. Остается только надеяться, что столь настырная книга окажется правильной компанией и сможет меня не только развлечь, но и чему-нибудь научить. Например тому, что чем меньше в книгу заложено смысла, тем сильнее она гремит.
Начало - визитная карточка любой книги. Не понравится начало, может стать безразличен финал. Выложит автор в самом начале все козыри, опять плохо - финал разочарует. В этом плане у прочитанной книги идеальное рассредоточение мрака, тлена и безысходности. Размазано равномерно и очень зрелищно. На любой странице романа найдется чем пощекотать нервишки. А первая часть (из четырех) еще и отправляет в нокаут авторским стилем. Предложения короткие, простые, чтобы ни в коем случае не спровоцировать мыслительную деятельность. Дыши глубже, дорогой читатель, представляй картины чужих страданий и радуйся, что все это происходит не с тобой. Стиль напомнил мне книги, которые писали в те славные времена, когда авторам платили за количество слов. Букв много, смысла ноль. Одни спецэффекты, в которых уровень мерзотности строго дозирован, чтобы скучающий читатель взбодрился настолько, чтобы не выронить книгу из рук и долистать хотя бы до середины, ужасаясь тому, как жилось лет двести назад и чтобы при этом не отложил книгу со словами: "Это я не ем, я не козел."
Книга на редкость кинематографична. Два, гмм, индивидуума, ведущих расследование, напомнили мне героев сериалов Хроники Франкенштейна и Алиенист. Это узнавание обладает двойственным эффектом, поэтому плюсы нейтрализовали минусы. Два призрака дома Индебету. Для простоты буду звать обоих детективами. Оба - не идеальны, одиноки, уязвимы, в чем-то ущербны. Разные по телосложению, жизненному опыту, мышлению и степени контроля за эмоциям, они дополняют друг друга в достаточной степени, чтобы составить идеального детектива, способного двигать сюжет, удерживать интерес к происходящему и даже раскрыть дело. К тому же, их дуэт - плохо замаскированный капкан сентиментальности. Забудешь проверить тропу, по которой ведет тебя автор, ломом скептицизма, готовься страдать.
Упершись в тупик в конце первой части, оба детектива благоразумно отступают в тень. Уступают место под солнце другим героям. Тем, кто способен пролить свет на личность преступника, поймавшего комарика и не спеша отрывавшего тому ножки и крылышки. Главному герою второй части действительно есть что рассказать о совершенном преступлении. Меняется авторский стиль. Уходит угрюмая простота. Сюжет освещает солнце. Радость наивной юности придает повествованию легкость и поэтичность. Сбросив оковы мрачности, роман обретает крылья. Не надолго. Не та это книга, где возможен хэппи-энд. Мечта рассказчика была благородной, но лучше бы она не сбывалась.
Повествование во второй части ведется от первого лица, придавая ей глубины, тонкости и серьезности. Появляется возможность заметить не только действия, но и эмоции, чувства, мысли. Зарождается сопричастность персонажу. Жаль, что автора на всю книгу не хватило и в третьей части вернулся взгляд со стороны. Кукольный театр. Герои где-то ходят, что-то делают. Аттракцион неслыханной зрелищности. Смотрите и ужасайтесь. И не вздумайте спросить себя, нужна ли третья часть для сюжета. Мне не повезло, я задумалась и пришла к выводу - выкинь третью часть из книги и на расследовании преступления это никак не скажется. Героиня третьей части, как и ее история нужна только для одного - чтобы комната не выглядела пустой.
Четвертая и, к счастью, последняя часть книги возвращает нас к детективам. Теперь сюжетные линии всех представленных персонажей должны собраться, как пальцы в кулак, и бить по нервам читателя. История монстра и его мотивы вызывают соблазн возмутиться склонностью автора запрягать в одну телегу соленое и красное. Но это уже сделали в книге трупные черви, так что можно не суетиться. Главной теме романа - бессмысленной жестокости - эти мотивы соответствуют, вот и ладно.
Современные писатели не перестают меня радовать своим умением продавать красивую упаковку внутри которой ничего нет. А также своей способностью создавать видимость оригинальности, опираясь исключительно на уже существующие идеи. И автор прочитанной книги - не исключение. Вот берешь в руки роман, а в нем вдоль дороги штампы с косами стоят. И тишина. Ни шороха смысла. Да и откуда ему взяться. Когда автор вписал в свое произведение все темы, которым полагаются быть в современной литературе, для смысла места не остается. Зато читается легко, практически не задействовав мозг. И стоит ли волноваться пройдет ли роман испытанием временем, если сегодня о нем говорят и хорошо покупают.
Книга прочитана в рамках игр Книжное путешествие и Царь горы.
Ветка комментариев
не только диалоги, но и развитие сюжетных линий, не используя избитые приемы...Имхо...
да хотя бы тем, что я больше узнала про восемнадцатый век и историю Швеции, в частности.
А так я думаю, что мы просто предпочитаем разные детективы
Согласна! Спишем на фломастеры)) разные ожидания, разные критерии. столько факторов, от которых зависит впечатление, что просто чудо, что мы хоть в чем то изредка совпадаем.
*уже и не ждала, что ты ответишь)*
))
полностью поддерживаю решение))
а мне кажется, мы чаще совпадаем, чем нет) так что такие случаи (несовпадения) даже интересны вдвойне)
еще как интереснее) когда все хорошо и говорить не о чем, а тут какую дискуссию развернули! у меня даже задним числом отношение к книге значительно улучшилось))
)) как с Макьюэном, у которого всегда практически есть, что обсуждать в романах)
но не думаю, что после ты исправишь оценку на неё)
Да, Макьюэн очень обсуждательный товарищ) И Несбе) И Бальзака люблю обсуждать))
без перечитывания вряд ли
ну значит, скучать не придется) у меня Бальзак и его «Отец Горио» Оноре де Бальзак в ближайших планах)
насколько ближайшие?
ну думаю апрель можно считать ближайшими) что скажешь ?
вероятность высока) свистни когда выберешь точную дату.
ок) неужели ты не читала ?
нет, только собираюсь.
я даже удивилась, думала я одна такая) Приурочим к Классикам)
можно и приурочить)
а ты уже составила списочек ?) делись)
отдельно составлением списка не занималась) прошлась по книгам к другим играм и выбрала классику. и у меня обнаружился Остров Беляева. Клубок змей. ..и еще что то , уточнять надо)
а ты что будешь классицировать?
у меня вот тоже уже по другим играм немало её:
«Возвращение в Брайдсхед» Ивлин Во
«Отец Горио» Оноре де Бальзак
«Берлин, Александерплац» Альфред Дёблин
«Дом на берегу» Дафна дю Морье
«Кристин, дочь Лавранса. Книга первая. Венец» Сигрид Унсет
«Гроздья гнева» Джон Стейнбек
«Мерфи» Сэмюэль Беккет
«Мартовские иды» Торнтон Уайлдер
хочу еще взять «Враги» Я. Лович (Вика недавно читала, она у меня в више есть)
ну и плюсом еще пара-тройка
Пока только Горио и Возвращение точно в планах. И возможно Гроздья. К остальному надо присматриваться) желательно, после твоих рецензий))
Так будешь их тоже в апреле или как ?))
Вот этого я не знаю) Пока все это не в ближайших планах. Хорошо, если Горио удастся впихнуть, он вроде маленький, а остальное вряд ли. Хотя рандом всегда может поменять все планы.
А где у тебя рандом обитает ?)
В играх. У меня есть и такие, в которых заранее не выберешь весь маршрут как в кругосветке. Сюрпризы на каждом шагу. Вот они и могут внести свою лепту в весенние планы.
Ну ок)