Больше рецензий

27 марта 2019 г. 20:18

9K

3 Лютый треш. Бессмысленный и беспощадный.

Когда книга начинает мелькать в ленте, я не спешу браться за нее сразу. Наученная горьким опытом знаю - нам не избежать совместного проведения досуга и с интересом жду, каким поводом воспользуется книга, чтобы мы остались один на один. Мне интересно сколько времени ей понадобиться, чтобы приблизить момент, когда она придет, довольно ухмыляясь и поставит меня перед фактом - теперь она часть моей жизни и все мое свободное время будет принадлежать только ей. Претензии предъявлять поздно, предупреждение было вывешено заранее. Остается только надеяться, что столь настырная книга окажется правильной компанией и сможет меня не только развлечь, но и чему-нибудь научить. Например тому, что чем меньше в книгу заложено смысла, тем сильнее она гремит.

Начало - визитная карточка любой книги. Не понравится начало, может стать безразличен финал. Выложит автор в самом начале все козыри, опять плохо - финал разочарует. В этом плане у прочитанной книги идеальное рассредоточение мрака, тлена и безысходности. Размазано равномерно и очень зрелищно. На любой странице романа найдется чем пощекотать нервишки. А первая часть (из четырех) еще и отправляет в нокаут авторским стилем. Предложения короткие, простые, чтобы ни в коем случае не спровоцировать мыслительную деятельность. Дыши глубже, дорогой читатель, представляй картины чужих страданий и радуйся, что все это происходит не с тобой. Стиль напомнил мне книги, которые писали в те славные времена, когда авторам платили за количество слов. Букв много, смысла ноль. Одни спецэффекты, в которых уровень мерзотности строго дозирован, чтобы скучающий читатель взбодрился настолько, чтобы не выронить книгу из рук и долистать хотя бы до середины, ужасаясь тому, как жилось лет двести назад и чтобы при этом не отложил книгу со словами: "Это я не ем, я не козел."

Книга на редкость кинематографична. Два, гмм, индивидуума, ведущих расследование, напомнили мне героев сериалов Хроники Франкенштейна и Алиенист. Это узнавание обладает двойственным эффектом, поэтому плюсы нейтрализовали минусы. Два призрака дома Индебету. Для простоты буду звать обоих детективами. Оба - не идеальны, одиноки, уязвимы, в чем-то ущербны. Разные по телосложению, жизненному опыту, мышлению и степени контроля за эмоциям, они дополняют друг друга в достаточной степени, чтобы составить идеального детектива, способного двигать сюжет, удерживать интерес к происходящему и даже раскрыть дело. К тому же, их дуэт - плохо замаскированный капкан сентиментальности. Забудешь проверить тропу, по которой ведет тебя автор, ломом скептицизма, готовься страдать.

Упершись в тупик в конце первой части, оба детектива благоразумно отступают в тень. Уступают место под солнце другим героям. Тем, кто способен пролить свет на личность преступника, поймавшего комарика и не спеша отрывавшего тому ножки и крылышки. Главному герою второй части действительно есть что рассказать о совершенном преступлении. Меняется авторский стиль. Уходит угрюмая простота. Сюжет освещает солнце. Радость наивной юности придает повествованию легкость и поэтичность. Сбросив оковы мрачности, роман обретает крылья. Не надолго. Не та это книга, где возможен хэппи-энд. Мечта рассказчика была благородной, но лучше бы она не сбывалась.

Повествование во второй части ведется от первого лица, придавая ей глубины, тонкости и серьезности. Появляется возможность заметить не только действия, но и эмоции, чувства, мысли. Зарождается сопричастность персонажу. Жаль, что автора на всю книгу не хватило и в третьей части вернулся взгляд со стороны. Кукольный театр. Герои где-то ходят, что-то делают. Аттракцион неслыханной зрелищности. Смотрите и ужасайтесь. И не вздумайте спросить себя, нужна ли третья часть для сюжета. Мне не повезло, я задумалась и пришла к выводу - выкинь третью часть из книги и на расследовании преступления это никак не скажется. Героиня третьей части, как и ее история нужна только для одного - чтобы комната не выглядела пустой.

Четвертая и, к счастью, последняя часть книги возвращает нас к детективам. Теперь сюжетные линии всех представленных персонажей должны собраться, как пальцы в кулак, и бить по нервам читателя. История монстра и его мотивы вызывают соблазн возмутиться склонностью автора запрягать в одну телегу соленое и красное. Но это уже сделали в книге трупные черви, так что можно не суетиться. Главной теме романа - бессмысленной жестокости - эти мотивы соответствуют, вот и ладно.

Современные писатели не перестают меня радовать своим умением продавать красивую упаковку внутри которой ничего нет. А также своей способностью создавать видимость оригинальности, опираясь исключительно на уже существующие идеи. И автор прочитанной книги - не исключение. Вот берешь в руки роман, а в нем вдоль дороги штампы с косами стоят. И тишина. Ни шороха смысла. Да и откуда ему взяться. Когда автор вписал в свое произведение все темы, которым полагаются быть в современной литературе, для смысла места не остается. Зато читается легко, практически не задействовав мозг. И стоит ли волноваться пройдет ли роман испытанием временем, если сегодня о нем говорят и хорошо покупают.

Книга прочитана в рамках игр Книжное путешествие и Царь горы.

Ветка комментариев


Авторы разные. По подходу к персонажам, к атмосфере, к тому, как надо развлекать читателя. Скорее всего, разные по жизненному опыту и по писательскому. Претензии к их книгам у меня возникали тоже очень разные, но результат получился один. Потому что оцениваю не их мастерство , а свое впечатление. А оно в обоих случаях оказалось одинаково безрадостным)

Я бы не сказала что у шведа персонажи менее картонные, они более ...великовозрастные что ли, более зрелые. У Диккера тоже нормальные персонажи, он просто еще вменяемые диалоги не научился писать) и раз уж речь зашла о картонках - была у меня такая мысль, что исторический фон в Истории убийства это такие потемкинские деревни наоборот. Декорации, цель которых не отразить реальность, а неприятно впечатлить читателя. Ситуация как бы приукрашена со знаком минус. У меня было ощущение фальши от этой атмосферы, чрезмерности. если и есть тут историчность, то ее искать нужно по примеру персонажа этой же книги, отыскивающего свое кольцо.
Сюжет был достаточно заковыристым и у Диккера. И его книга как раз больше похожа на детектив. Там хотя бы был смысл искать подозреваемых, анализировать поступки. В 1793 - это совершенно лишнее и безнадежное предприятие. Вот у тебя были подозреваемые из тех персонажей, которые появились в первой части? По-моему, такого даже не предусматривалось сюжетом. Все ради зрелищности. И чем Николас тогда лучше Диккера?


У Диккера тоже нормальные персонажи, он просто еще вменяемые диалоги не научился писать)

не только диалоги, но и развитие сюжетных линий, не используя избитые приемы...Имхо...

И чем Николас тогда лучше Диккера?

да хотя бы тем, что я больше узнала про восемнадцатый век и историю Швеции, в частности.
А так я думаю, что мы просто предпочитаем разные детективы


Согласна! Спишем на фломастеры)) разные ожидания, разные критерии. столько факторов, от которых зависит впечатление, что просто чудо, что мы хоть в чем то изредка совпадаем.
*уже и не ждала, что ты ответишь)*


))
полностью поддерживаю решение))

что мы хоть в чем то изредка совпадаем.

а мне кажется, мы чаще совпадаем, чем нет) так что такие случаи (несовпадения) даже интересны вдвойне)


еще как интереснее) когда все хорошо и говорить не о чем, а тут какую дискуссию развернули! у меня даже задним числом отношение к книге значительно улучшилось))


)) как с Макьюэном, у которого всегда практически есть, что обсуждать в романах)
но не думаю, что после ты исправишь оценку на неё)


Да, Макьюэн очень обсуждательный товарищ) И Несбе) И Бальзака люблю обсуждать))
без перечитывания вряд ли


ну значит, скучать не придется) у меня Бальзак и его «Отец Горио» Оноре де Бальзак в ближайших планах)


насколько ближайшие?


ну думаю апрель можно считать ближайшими) что скажешь ?


вероятность высока) свистни когда выберешь точную дату.


ок) неужели ты не читала ?


нет, только собираюсь.


я даже удивилась, думала я одна такая) Приурочим к Классикам)


можно и приурочить)


а ты уже составила списочек ?) делись)


отдельно составлением списка не занималась) прошлась по книгам к другим играм и выбрала классику. и у меня обнаружился Остров Беляева. Клубок змей. ..и еще что то , уточнять надо)
а ты что будешь классицировать?


Пока только Горио и Возвращение точно в планах. И возможно Гроздья. К остальному надо присматриваться) желательно, после твоих рецензий))


Так будешь их тоже в апреле или как ?))


Вот этого я не знаю) Пока все это не в ближайших планах. Хорошо, если Горио удастся впихнуть, он вроде маленький, а остальное вряд ли. Хотя рандом всегда может поменять все планы.


А где у тебя рандом обитает ?)


В играх. У меня есть и такие, в которых заранее не выберешь весь маршрут как в кругосветке. Сюрпризы на каждом шагу. Вот они и могут внести свою лепту в весенние планы.


Ну ок)