25 марта 2019 г. 10:30
2K
4 Сжала руки под тёмной вуалью…
Помнишь, как ты прильнула к Мышкину?
Мой любимый эпизод в романе - сцена выбора, апогей эмоциональности. Взгляд твой наполнен блеском, а руки дрожат и пытаются ухватиться за мужские плечи. Из противоположного угла комнаты на тебя смотрит юная Аглая. Она будет сломлена не в этом романе, возможно, в каком-нибудь ином. К чему я? Я веду к тому, что была другая женщина, чуть раньше, до всей этой истории. Мне кажется, в воображаемой комнате изначально стояла Эмма, а уже потом Достоевский открыл дверь и впустил твой силуэт. И выбор этот по-настоящему красив с художественной точки зрения.
Роман я открыл, потому что его читала ты…
И мне сразу запомнился портрет, который г-н Бовари хотел подарить Эмме. Дагерротип, если быть точнее. Примитивность (даже учитывая контекст того времени) этого персонажа можно разглядеть в простой идее - подарить супруге себя в черном фраке на портрете. Этот врач забавляет своим квадратным креативом, не находишь? Но Достоевский более элегантен. На страницы романа он вводит красивую девушку через живопись, т.е. рисуя тебя в черном платье на портрете - это подарок тебе от Достоевского.
Ты с Эммой - две женщины в темном одеянии. Вы обе бледны, хрупки и соблазнительны. Правда, Эмма сексуальнее. Я понимаю, почему ты читала “Бовари”, теперь твой последний шаг стал более понятен. Флобер - садист, хотя у Эммы и был прототип (должен быть), но так детально нарисовать женщину в капкане, изобразить судороги губ и сердца… Эта книга вводит в хандру, в бесконечную печаль. На этих листках реальность растаптывает химеру ногой Ипполита.
Но у Эммы в образе есть то, чего лишена ты - прикосновения ветра.
В приоткрытую дверь часто залетал порыв ветра, и тогда по фигуре Эммы пробегал яркий красный отсвет.
Если честно, после этой строки, в моей фантазии, г-жа Бовари приобрела благоухание шиповника. Ты помнишь её до брака? Четыре клумбы чахлого шиповника в ее окружении? Ветер отлично усиливает аромат женщины, ведь он распространяет ее парфюм. Выбор же цифры “4” можно трактовать по-разному. А поскольку мы говорим о красивой девушке, я выбираю символ времен года. Хотя это неверно, но так хочется, чтобы ты улыбнулась.
Вообще, Флоберу больше характерно впихивать смысл в пейзаж, нежели Достоевскому. Здесь я сравниваю лишь тебя и Эмму. Особо мне понравилась речка, которая разделяет долину (и дословно) на две области различного характера. Это своеобразные подсказки, читая которые, ты уже понимаешь, что с этого брака счастья не выйдет. Жаль, ты не можешь мне ответить, верила ли ты в то, что Эмма сможет стать счастливой?
Ведь ее характер…
Знаешь, ей нравились книги. Она зачитывалась романами и совсем не любила поэзию.
Она, как и ты, до последнего хотела поверить, желала внушить себе любовь к мужчине. Она пыталась читать ему стихи, напевала адажио и смотрела в глаза Шарлю… Как жаль. Птица, которая вынуждена верить, что её клетка - весь мир.
Ты помнишь сказку о мертвой царевне? У царицы были такие же виды за окном. Мещанские пейзажи, кричащие в тишине. И особо тяжело красивой женщине с аристократичными замашками, которая всеми фибрами души чувствует, что жизнь гуляет где-то там по парижским тротуарам. Конечно, можно было увлечься. В конце-концов даже свекровь говорила - все проблемы от того, что нет деятельности. Но сильно ли были счастливы чеховские три сестры? Впрочем, “Трех сестер” ты не читала, проехали. В очередной раз я убеждаюсь, что настоящая литература раскрепощает взгляды и обнажает болячки. Вот и ты взяла из библиотеки “Madame Bovary”. И я сомневаюсь, что читая, ты улыбалась, сомневаюсь, что не нашла себя. Помню, ты так и оставила книгу на столике в развернутом виде. Мышкин потом загнул страницу и убрал книгу в свой карман… Ну а я хочу убить этот абзац флоберовской строкой - “Море нравилось ей только в шторм, трава - только среди руин”.
Очень мила эта докторша! Прелестные зубы, черные глаза, кокетливая ножка, и манеры, как у парижанки. Откуда, черт возьми, она взялась? Где ее откопал этот пентюх?
Хотел написать, что Эмма любила играть на фортепиано. Но понимаю, что это было лишь сублимацией. Ведь было не только увлечение музыкой. Можно загибать пальцы от смены причесок и далее по списку крайностей: изучение итальянского языка, чтение серьезных книг по философии и истории, вышивание… К слову, этот поиск доводит её и до религии. Ну, хотя бы не до алкоголя. Может быть, Эмма была слишком глупа, а может, напротив - умна, чтобы обмануть разум и навязать ему химер из мещанских заборов.
Вторым важным нюансом, я считаю, было отсутствие страха перед кровью. Хрупкие кисти рук, широкие глаза (дьявольские, как у тебя), тонкий вкус - элегантная брюнетка в черном платье, способная упасть на колени и испачкать пальцы в чужой крови. Страсть, накрытая вуалью… Здесь и берет начало тот образ в моей фантазии. Если тебя я вижу в кресле у камина, то Эмму в постели. Окно раскрыто, ветер ласкает штору и ее тело. Постель в темноте. Эмма смотрит в ночь. Ее волосы распущены, а пальцы рисуют на подушке бессмысленные круги. Мой любимый контраст у женщины - темные волосы и белая кожа.
Бедная девочка! Она задыхается без любви, как рыба на кухонном столе - без воды. Два - три комплимента, - и будьте уверены, она вас станет обожать! А как будет нежна! Прелесть! Да, но как потом от нее отделаться?
А дальше Флобер возводит лабиринты - множество сюжетных троп и двух любовников… И ты понимаешь, что через сто-двести страниц припрятан ржавый капкан. Эмма идет по тропе, в ее глазах отражается блеск Парижа, тяга к чувству и путешествию… Знаешь, я всю книгу хотел её остановить. Остановить тебя… Схватить руку, ухватить тебя за талию и вырвать из клетки… Но все читатели бессильны.
Остался вопрос, который меня царапает…
Ты была похожа на Бовари? Просто хотела быть на нее похожа? Или ненавидела ее?
Скажу за себя, я равнодушен к ее изменам. Они мне даже нравятся. Но пропустить отношение Эммы к дочери… Не получается.
Эмма vs Настасья
1856 г. - 1867 г.
Бунт внутренний - Бунт внешний;
Авторская холодность - Авторская нежность;
Тонкость - Грубость;
Слабая игра - Умение играть;
Смерть матери - Смерть всей семьи;
Дочь - Детей нет;
Жалкие любовники - Рогожин;
Интересный персонаж - Мой любимый персонаж;
p/s
Эмма хотела, чтобы любовник написал про нее поэму. Поэмы нет, но есть великолепный роман Флобера.
Я даже знаю, почему ты зачитался книгой)