5 декабря 2018 г. 10:28

2K

5

Франция, 1628 год. Только-только закончилась осада Ла-Рошели, крепость пала и кардинал вместе с войсками возвращается обратно в Париж. Но времена почивать на лаврах еще не настали, так как затевается новая военная операция, в которой кардинал Ришелье собирается принять самое деятельное участие. К несчастью, у него много врагов, которые постоянно вставляют палки в колеса всех его начинаний и проектов, и враги эти крайне могущественны. Прежде всего, это Мария Медичи, королева-мать, которая до сих пор не может простить кардиналу то, что он перестал быть ее верным союзником. Затем Анна Австрийская, ненавидящая Ришелье за то, что он мешает ее интригам. И наконец, месье Гастон, брат короля, который зол на кардинала за то, что тот раскрыл его, Гастона, заговор, имевший целью убийство кардинала - кардинал не только посмел остаться живым, но и отправил на плаху кое-кого из участников заговора. Король вроде бы благоволит к Ришелье, но он очень ненадежный союзник, не имеющий определенного мнения к тому же, подверженный влиянию своей матери и многочисленных фаворитов. Однако Ришелье тоже не одинок - у него есть многочисленный штат верных слуг, крайне искусно выполняющих свою работу.

Лирическое отступление


o-o.jpeg


Как и многие другие, с кардиналом Ришелье я впервые познакомилась благодаря "Трем мушкетерам". Когда я впервые читала этот роман Дюма, естественно, мои симпатии были на стороне мушкетеров - еще бы, они так классно умеют выпутываться из козней великого кардинала. Через некоторое время и пару перечитываний "Мушкетеров" (просто люблю эту книгу, что поделать) я задумалась, что вообще-то мушкетеры не очень классные, дебоширят и все такое, да некоторые их приключения отчетливо напоминают государственную измену. Потом я подумала, что Ришелье не такой уж и злодей, каким он вначале мне показался - при всем своем могуществе он на мушкетеров посматривал весьма снисходительно, как отец на шкодливых деток, мол играйтесь, но не заигрывайтесь, а то всех по углам расставлю. Итак, это случилось: я перешла на темную сторону силы - на сторону кардинала. Возможно, все дело в котиках, ведь у Ришелье их было больше 10 штук, и он их очень любил, а я ведь тоже обожаю этих пушистых зверей) Теперь "Мушкетеры" воспринимались мной под совершенно другим углом - четыре настырных мужика постоянно мешают умнейшему человеку реализовывать весьма занятные интриги. Так к чему же я веду?
свернуть

В своем "Красном Сфинксе" Дюма (не иначе, как заглаживая свою вину перед читателями, которые с французской историей начинают знакомится, как и я, по его романам) преподносит Ришелье совершенно иначе, и именно так, как он того заслуживает - как гениального политика, военачальника и покровителя искусств, благодаря которому Франция начала становится одной из влиятельнейших держав, которой и оставалась долгие годы спустя. Кажется, это тот же самый французский двор, каким он предстает в "Трех мушкетерах". Однако интриги королевы Анны Австрийской больше не кажутся столь безобидными, как флирт с Бэкингемом. Королева отнюдь не против поучаствовать в заговорах, организованном королевой-матерью Марией и ее младшим сыном Гастоном, и направленном против короля или кардинала. При этом обе королевы-иностранки действуют, согласно указаниям, тайно получаемым из-за границы, и действия эти направлены совсем не на пользу Франции. Из всего этого следует, что забот у кардинала хватает. Впрочем, Ришелье находит время решительно на все - не только на государственные дела, но и на частные, за один день успевая выслушать доклады агентов, выступить на королевском совете, собрать доказательства участия Марии Медичи в заговоре, выслушать просителей, и даже уладить семейные дела своего начальника телохранителей. Правда, поспать кардиналу при столь напряженной работе удается всего несколько часов в сутки.

Вообще, за что я люблю романы Дюма, и "Красный сфинкс" совсем не исключение, это за ощущение, как будто бы сидишь с самим Дюма за чашечкой чая, и обсуждаешь всякие забавные истории и сплетни из придворной жизни (правда, эти истории и сплетни зачастую четырехсотлетней давности, но они от этого не становятся менее интересными). И он вам говорит: "Нынче вечером у маркизы де Рамбуйе читал свои стихи новой поэт по имени Корнель, у которого, очевидно, большое будущее..."
А вы: "Простите, я совсем не знаю, о какой маркизе вы говорите".
А Дюма вам отвечает: "Ну конечно, друг мой, я забыл, что вы только недавно прибыли в Париж и не имеете чести знать маркизу. Эта та самая госпожа Рамбуйе, которую Вуатюр вылечил от лихорадки с помощью двух медведей. Я с удовольствием поведаю вам этот анекдот... А знаете ли вы, что одна из постоянных посетительниц особняка Рамбуйе - это госпожа принцесса, та самая, которая стала последней любовью короля Генриха?"
Вы: "Признаться, я впервые слышу об этом от вас!"
Дюма: "Стало быть, я должен непременно рассказать вам эту интереснейшую историю..."

И так на протяжении всей книги Дюма рассказывает массу различных историй. Возможно, кому-то это может прийтись не по вкусу, поскольку временами забываешь об основной линии сюжета, но автор нарочно замечает, что делает это для того, чтобы книга не только развлекала, но и соответствовала своему статусу - "исторический роман", из которого читатель смог бы вынести новые знания.
Конечно, не смотря на то, что эта книга гораздо более точна с исторической точки зрения, чем роман про мушкетеров, Дюма все-таки по временам дает волю своей фантазии. Иначе откуда он может знать содержание всех тайных писем и записок, хранящихся в шкатулках королев?)

картинка LiseAlice

Игра в классики. Тур 12
Школьная вселенная. 2В класс.

Ветка комментариев

Все комментарии

а мне куда идти - мне нравятся Атос и Портос?))

+2 05.12.18

Тогда надо найти кого-то, кому нравятся Д'Артаньян и Арамис, чтобы все уравновесить)

+1 05.12.18

может под твоей рецензией кто объявится)

+2 05.12.18

Может) Но маловероятно найти такого фаната - у Д'Артаньяна и Арамиса, мне кажется, взаимоисключающие типажи, разве что кто-то любит противоположности)

+2 05.12.18

Я! Я! Люблю противоположности)))
Они оба коварный, но каждый по-своему. У Д - это гасконская черта, а у А - иезуитская)))

+2 05.12.18

А верно) Я сперва подумала, разве Д коварный, а подумав и вспомнив, поняла, что так и есть)

+1 05.12.18

В книге то как он с Миледи ....ну подлец же...и с Кэти...

+1 05.12.18

Согласна, а де Варда вообще несколько раз шпагой ткнул, чтобы пропуск отобрать, между тем как де Вард его вообще не трогал.

+1 05.12.18

С Вардом то хоть лицо в лицо..
А подделать письмо, ходить ночами, притворяясь другим человеком, а Кэти то за стеночкой....
В фильме очень облагородили.

+1 05.12.18

Это точно.
А как в фильме было, я что-то не помню, помню только песенку Кэти "святая Катерина, пошли мне дворянина"?))

+1 05.12.18

В фильме они этот момент обошли))) чтобы светлый образ не пятнать....
Впрочем , они и Кэти только петь позволили.

+2 05.12.18

Да, в фильме много чего интересного убрали. Всю недельную обработку Фельтона свели к одной песне(

+2 05.12.18

И от политики то ничего не осталось, кроме игры в шахматы;))

+1 05.12.18

Да уж, хорошо постарались))

+1 05.12.18

Зато все теперь запомнили гасконца Д'Артаньяна...

+1 05.12.18

так то они все взаимоисключающие - Дюма их точно по типам темперамента создавал) и..с этой позиции, мне кажется, они наиболее близки из всей четверки - быстрый ум, общительность, эмоциональность..

+1 05.12.18

Насчет эмоциональности не знаю, мне кажется, Арамис не особо эмоциональный, весь в себе. Даже если у него внутри буря, он об этом не даст знать.

+1 05.12.18

да, у Арамиса эмоции под контролем. поэтому он самый коварный))

+1 05.12.18

таким мог быть Ришелье в молодости ) как думаешь?

+2 05.12.18

Да, определенно у них много общего. Ришелье ведь тоже поменял военную стезю на церковную, да и по качествам они схожи.

+2 05.12.18

Я пришла составить тебе компанию))

+2 05.12.18

Ты же во мне не сомневалась?))
С Портосом то в сатурналии, а с Арамисом... И травку подавать, и проследить в ночи как он по веревочной лестнице спускается, и дамы в мужских нарядах...эх!

+1 05.12.18

тебя космический хоррор по Дж.Мартину интересует? а то уже начал выходить)

+1 05.12.18

Если он космический )
Ссылку кинешь? Не обещаю, что сейчас буду смотреть....

+1 05.12.18

он очень космический. напомнил мне космическую одиссею - помнишь этот шедевр?)

+1 05.12.18

...это же мой любимый размер...
Кубриковский ты имеешь в виду?

+1 05.12.18

а есть другие?)

+1 05.12.18

Я просто уточнила;))

+1 05.12.18

Можешь присоединиться к нам) Портоса мне не жалко, а Атосом и поделиться могу=)

+3 05.12.18