Больше рецензий

5 декабря 2018 г. 10:28

2K

5

Франция, 1628 год. Только-только закончилась осада Ла-Рошели, крепость пала и кардинал вместе с войсками возвращается обратно в Париж. Но времена почивать на лаврах еще не настали, так как затевается новая военная операция, в которой кардинал Ришелье собирается принять самое деятельное участие. К несчастью, у него много врагов, которые постоянно вставляют палки в колеса всех его начинаний и проектов, и враги эти крайне могущественны. Прежде всего, это Мария Медичи, королева-мать, которая до сих пор не может простить кардиналу то, что он перестал быть ее верным союзником. Затем Анна Австрийская, ненавидящая Ришелье за то, что он мешает ее интригам. И наконец, месье Гастон, брат короля, который зол на кардинала за то, что тот раскрыл его, Гастона, заговор, имевший целью убийство кардинала - кардинал не только посмел остаться живым, но и отправил на плаху кое-кого из участников заговора. Король вроде бы благоволит к Ришелье, но он очень ненадежный союзник, не имеющий определенного мнения к тому же, подверженный влиянию своей матери и многочисленных фаворитов. Однако Ришелье тоже не одинок - у него есть многочисленный штат верных слуг, крайне искусно выполняющих свою работу.

Лирическое отступление


o-o.jpeg


Как и многие другие, с кардиналом Ришелье я впервые познакомилась благодаря "Трем мушкетерам". Когда я впервые читала этот роман Дюма, естественно, мои симпатии были на стороне мушкетеров - еще бы, они так классно умеют выпутываться из козней великого кардинала. Через некоторое время и пару перечитываний "Мушкетеров" (просто люблю эту книгу, что поделать) я задумалась, что вообще-то мушкетеры не очень классные, дебоширят и все такое, да некоторые их приключения отчетливо напоминают государственную измену. Потом я подумала, что Ришелье не такой уж и злодей, каким он вначале мне показался - при всем своем могуществе он на мушкетеров посматривал весьма снисходительно, как отец на шкодливых деток, мол играйтесь, но не заигрывайтесь, а то всех по углам расставлю. Итак, это случилось: я перешла на темную сторону силы - на сторону кардинала. Возможно, все дело в котиках, ведь у Ришелье их было больше 10 штук, и он их очень любил, а я ведь тоже обожаю этих пушистых зверей) Теперь "Мушкетеры" воспринимались мной под совершенно другим углом - четыре настырных мужика постоянно мешают умнейшему человеку реализовывать весьма занятные интриги. Так к чему же я веду?
свернуть

В своем "Красном Сфинксе" Дюма (не иначе, как заглаживая свою вину перед читателями, которые с французской историей начинают знакомится, как и я, по его романам) преподносит Ришелье совершенно иначе, и именно так, как он того заслуживает - как гениального политика, военачальника и покровителя искусств, благодаря которому Франция начала становится одной из влиятельнейших держав, которой и оставалась долгие годы спустя. Кажется, это тот же самый французский двор, каким он предстает в "Трех мушкетерах". Однако интриги королевы Анны Австрийской больше не кажутся столь безобидными, как флирт с Бэкингемом. Королева отнюдь не против поучаствовать в заговорах, организованном королевой-матерью Марией и ее младшим сыном Гастоном, и направленном против короля или кардинала. При этом обе королевы-иностранки действуют, согласно указаниям, тайно получаемым из-за границы, и действия эти направлены совсем не на пользу Франции. Из всего этого следует, что забот у кардинала хватает. Впрочем, Ришелье находит время решительно на все - не только на государственные дела, но и на частные, за один день успевая выслушать доклады агентов, выступить на королевском совете, собрать доказательства участия Марии Медичи в заговоре, выслушать просителей, и даже уладить семейные дела своего начальника телохранителей. Правда, поспать кардиналу при столь напряженной работе удается всего несколько часов в сутки.

Вообще, за что я люблю романы Дюма, и "Красный сфинкс" совсем не исключение, это за ощущение, как будто бы сидишь с самим Дюма за чашечкой чая, и обсуждаешь всякие забавные истории и сплетни из придворной жизни (правда, эти истории и сплетни зачастую четырехсотлетней давности, но они от этого не становятся менее интересными). И он вам говорит: "Нынче вечером у маркизы де Рамбуйе читал свои стихи новой поэт по имени Корнель, у которого, очевидно, большое будущее..."
А вы: "Простите, я совсем не знаю, о какой маркизе вы говорите".
А Дюма вам отвечает: "Ну конечно, друг мой, я забыл, что вы только недавно прибыли в Париж и не имеете чести знать маркизу. Эта та самая госпожа Рамбуйе, которую Вуатюр вылечил от лихорадки с помощью двух медведей. Я с удовольствием поведаю вам этот анекдот... А знаете ли вы, что одна из постоянных посетительниц особняка Рамбуйе - это госпожа принцесса, та самая, которая стала последней любовью короля Генриха?"
Вы: "Признаться, я впервые слышу об этом от вас!"
Дюма: "Стало быть, я должен непременно рассказать вам эту интереснейшую историю..."

И так на протяжении всей книги Дюма рассказывает массу различных историй. Возможно, кому-то это может прийтись не по вкусу, поскольку временами забываешь об основной линии сюжета, но автор нарочно замечает, что делает это для того, чтобы книга не только развлекала, но и соответствовала своему статусу - "исторический роман", из которого читатель смог бы вынести новые знания.
Конечно, не смотря на то, что эта книга гораздо более точна с исторической точки зрения, чем роман про мушкетеров, Дюма все-таки по временам дает волю своей фантазии. Иначе откуда он может знать содержание всех тайных писем и записок, хранящихся в шкатулках королев?)

картинка LiseAlice

Игра в классики. Тур 12
Школьная вселенная. 2В класс.

Комментарии


Точно подмечено, Дюма действительно воспринимается как друг-собеседник. Спасибо за рецензию.


Значит, я не ошиблась насчет Дюма)


Прям зачитываюсь твоими рецензиями на Дюма=)
А мне всегда кардинал нравился) Сначала как умный и харизматичный злодей, а потом как любопытная историческая личность))) Хотя от этого и мушкетеры меньше нравиться не стали, прям парадокс:)


Спасибо) От Дюма у меня всегда масса впечатлений, на него рецензии пишутся в удовольствие)
Мне мушкетеры нравятся, несмотря на то, что лезут в кардинальские дела, но только Д'Артаньян и Портос.


Я скоро его тоже буду читать)
А мне Атос и Арамис))) Распределили)))


Читать или перечитывать?
Чтобы никому не обидно было)


Перечитывать со школы, что скорее всего значит, читать)))
Мне д'Артаньян в книге как-то не очень, он мне больше в "Железной маске" нравится) Хотя я не читала еще о его дальнейшей жизни в роли маршала)


Это да, со временем даже самые яркие книги забываются.
Мне тоже он больше нравится в третьем романе цикла, он там, конечно, немножко постарел, но его хватка и юмор остались при нем.
То есть, ты "20 лет спустя" и "10 лет спустя" пока не читала?


Может и читала, проблема в том, что не помню из этих всех "спустя" вообще ничего)
Но сейчас собираю подарочное переиздание Дюма от Азбуки и буду все перечитывать и дочитывать)


а мне куда идти - мне нравятся Атос и Портос?))


Тогда надо найти кого-то, кому нравятся Д'Артаньян и Арамис, чтобы все уравновесить)


может под твоей рецензией кто объявится)


Можешь присоединиться к нам) Портоса мне не жалко, а Атосом и поделиться могу=)


)) теперь ты в курсе всех парижских сплетен?


Да, времен Генриха IV и Людовика XIII)


это уже не важно) думаю, суть сплетен со временем не меняется. можно поменять имена королей на современные и мало кто заметит подмену)


В общем-то да, те же истории о романах, покупках, драках и мошенничествах)


а почему на обложке целых три кардинала? он был такой многоликий?)


Не то слово) А у тебя какие впечатления были от этой книги, видела твою четверку, значит понравилось?)


как Дюма может не понравиться?)
я уже почти не помню подробностей, разве что положительное отношение к кардиналу - всегда восхищали люди, которые точно знают, чего хотят и умеют этого добиться.


Да, это точно)