Очень ждала эту книгу и прочитала даже несмотря на не самый лучший перевод. От Йеллоуфейса я в восторге, так что ни о чём не жалею)
В отзыв, возможно, просочились спойлеры, будьте осторожны.
Здесь у нас главная героиня, Джун, ворует черновик рукописи своей заклятой подруги, соперницы и далее по списку, Афины. Джун дописывает, редактирует и доводит до ума черновик, присваивает себе авторство и купается в лучах заслуженной славы. До поры до времени.
Как-то все элементы в книге сложились так, что я просто не могла оторваться. Буквально, я прочитала её примерно за сутки с небольшими перерывами на то, чтобы жить жизнь. Мне понравилась идея, понравилось, как автор катает тебя на американских горках, где то "всё прекрасно", то "хуже и быть не может". Понравилось, что здесь у нас ненадёжный рассказчик, и чем ближе конец книги, чем больше Джун в раздрае от чувства вины и бесконечного потока помоев, которые льются на неё в соцсетях, тем больше она путается в показаниях. Она действительно так ненавидела Афину или всё же любила, по-своему? Действительно ли она спасала рукопись от того, чтобы та "вышла в мир непричёсанной" или действовала только в своих интересах? А если учесть, что Афина тоже воровала, присваивая своей фантазии истории других людей, разве это не оправдывает поступок Джун? Ответы, в принципе, понятны, но трактовать можно по-разному, имхо.
Джун, конечно, неприятная, и все персонажи в книге так же неприятны, но тут есть нюанс: прежде всего, это она их такими видит. Мать какая-то слишком приземлённая, типичная американская мать-одиночка, сестра — скучный бухгалтер, Афина — раскрученная стерва с наигранным поведением и так далее по списку. Но если Афина действительно так себе персона, что подтверждают слова её бывшего и помощницы редактора, то остальных, по-моему, Джун просто видит через призму своей "нетаковости". У меня сложилось впечатление, что Джун весь такой из себя непонятый творец, которую никто не ценит и не видит. И отсюда вытекает ещё одна тема: одиночество. И Джун, и Афина одиноки. Я даже под конец книги начала думать, что и Афина действительно была по-своему привязана к Джун, но тут, конечно, правды уже не узнать.
Джун не с кем поговорить в самый критический момент. Ей не с кем поделиться своими страхами, некому открыть душу, некому похвастаться успехами. Всё, что происходит, крутится в основном в её голове. Конечно, так может и кукуха отлететь, что, в общем-то, и начинает происходить.
В конечном счёте Джун, конечно, сама виновата в своих бедах, но почему-то я ей всё равно по-человечески сочувствовала. Мне кажется, через такие страсти никто не должен проходить. Особенно пугает вот этот вот гнев толпы и запущенный механизм отмены — пусть даже это было заслуженно, это не отменяет факта, что люди просто выбирают жертву и бросаются обвинениями без доказательств, доводя ситуацию до пика (или до абсурда). Потом всё утихает, потом находится новая груша для битья и опять по-новой (времена меняются, а люди всё те же)).
Ещё меня глубоко тронуло, как раскрыта тема писательства: когда ты пишешь для себя, это отдохновение, это волшебство. Как только ты решаешь опубликоваться и тебя принимают, ты превращаешься в продукт. И ты сам, и твои тексты — сплошная маркетинговая кампания, направленная на получение денег, и ничего более. У меня до сих пор какое-то гадостное послевкусие от этого, но выписано это всё очень круто.
Мне кажется, все проблемы Джун происходят из того, что ей ну очень нужно было чувствовать себя замеченной, важной, обожаемой. По-моему, она почти не говорила о своих работах в этом контексте, почти не было "я хочу, чтобы эту книгу опубликовали, услышали мой голос, заметили проблемы, на которые я указываю". Нет, она больше говорила о том, как она хочет, чтобы её жадно слушали, приглашали на мероприятия, чтобы её любили. В конце концов, может, ей просто не хватало внимания, и это, если подумать, очень грустно.
Но Джун гнёт свою линию до последнего, поэтому поди разбери: у неё плохие отношения с матерью, потому что матери всё безразлично, или потому что Джун вдруг решила, что она выше всего этого? Судя по фразе "я не хотела видеть, как ты страдаешь" — мать очень даже понимала, к чему приведут стремления Джун, и пыталась её от этого уберечь.
Помимо этого в книге подняты вопросы расизма, буллинга, соцсетей и так далее, но мой мозг больше сконцентрировался на внутреннем мире Джун и попытках понять, как она оказалась там, где оказалась, поэтому, наверное, надо признать, что её переживания меня интересовали больше всего. А так Ребекка Куанг здорово осветила все эти темы, хотелось бы, чтобы на эту книгу обратили внимание как можно больше людей, почитали, сделали выводы. Хотя, возможно, книга не всем понравится из-за точек зрения главной героини ( = все персонажи какие-то неприятные), большого количества рефлексии гг и упора на события (мне показалось, в книге очень мало художественных описаний, но понимаю, что так и должно быть).
Концовка открытая, но читателю очевидно, что Джун будет отпираться и бороться до последнего, тасуя факты в свою пользу. Она получила жизнь, о которой мечтала, и не позволит никому отнять всё то, чего она достигла. Хотя по моему скромному мнению, победы и достижения, полученные таким путём, как у Джун, ничего не стоят.