8 октября 2023 г., 07:00

85K

Дюжина интересных вещей о Яне Вагнер, которых вы могли не знать

107 понравилось 15 комментариев 16 добавить в избранное

8 октября свой день рождения отмечает Яна Вагнер, которая научила преимущественно мужской жанр постапокалиптики звучать женским голосом. В преддверии выхода ее четвертого романа, который к началу 2024 года обещает выпустить Редакция Елены Шубиной, поздравляем Яну, вспоминаем, за что мы любим ее книги, а также делимся некоторыми фактами о ней, которые вы, возможно, знали, но скорее всего нет.

1. Яна Вагнер родилась в семье со смешанными чешско-русскими корнями, всё детство каждое лето проводила у бабушки в Чехии и владеет чешским языком.
2. Яндекс атрибутирует ее как блогера.
3. И в каком-то смысле это оправдано, потому что в писательство она пришла из блогинга, а первый и самый известный роман вырос из записей в ЖЖ.
4. «Вонгозеро», первую главу которого Яна выложила как пост, мгновенно стало вирусным (простите за каламбур) текстом, и привело к ней тысячи подписчиков, а перейдя в формат романа, писалось как интерактивный сетевой сериал, хотя уже для закрытой группы читателей.
5. Первое издание «Вонгозера» вышло 12 лет назад — в 2011, и тут же роман был номинирован на литературные премии «НОС» и «НацБест», а также на французскую «Премию Боба Морана» 2015 года в категории «Лучший иностранный роман» — Вагнер любят во Франции.
6. Сериал «Эпидемия», снятый по дебютному роману писательницы в 2019 году, удостоился похвалы Стивена Кинга. На поздравления Яна с необыкновенной скромностью отвечала, что Мэтр хвалил не ее роман, а снятый по нему сериал.
7. Прежде чем начать писать свои книги, Яна Вагнер строила успешную карьеру в транспортной логистике, а также больше десяти лет работала переводчицей с чешского и английского.
8. Любимые писатели, которых она может перечитывать бесконечно: Фолкнер, Булгаков, братья Стругацкие, Терри Пратчетт и особенно Джон Ирвинг.
9. Яна любит кино, и права на экранизацию ее книг покупаются до их выхода в печать, но она не написала ни одного сценария к фильмам по своим романам.
10. В разгар пандемии Ковид-19 появился мем, который не радовал писательницу: «Полная Яна Вагнер!»
11. Прекрасная и успешная, Яна рассказала в блоге на LiveLib, что страдает от синдрома самозванца.
12. Роман английской писательницы Люси Фоли «Охотничий дом», написанный двумя годами позже герметичного детектива Вагнер «Кто не спрятался», почти полностью совпадает с ним сюжетно. Будем думать, что гениальные мысли приходят в разные головы одновременно (ну почти).
картинка Arlett
А теперь немного о каждой из книг Яны Вагнер.

«Вонгозеро»

Дело даже не в том, что это очень хорошо написано. А написано так, что цепляет с первых строк, не отпуская до самого конца. Не в том, что это история, рассказанная женщиной от лица женщины, что не вполне привычно — жанр постапокалиптики достаточно жестко гендерно привязан и привычно воспринимается как мужской.

Не в том, что камерная история бегства одной отдельно взятой семьи от эпидемии обрастает по ходу действия персонажами по типу сказки о семи Семионах, с той разницей, что здешние волшебные помощники большей частью не обладают полезными умениями и чаще становятся обузой.

Не в том, что события, увиденные сквозь призму взгляда с ограниченным ракурсом насмерть перепуганной, нездоровой, терзаемой одновременно ревностью с подспудным чувством вины, и переносящей немыслимые для себя прежней нагрузки, героини, обретают масштабность, складываясь в цельную картину.

Всё это было в лучших образцах жанровой прозы: от минималистской «Дороги» Кормака Маккарти до эпохального «Противостояния» Стивена Кинга, в отношении которых «Вонгозеро» занимает нишу посередине — не слишком много фигур, но и не то, чтобы совсем мало.

Как было и то, что изначальный статус центрального героя (героини в этом случае) не принадлежит к числу безусловно социально одобренных, хотя здесь уж как-то чересчур: разлучница, увела мужика из семьи, осиротила ребенка — несмотря на это, симпатии читателя полностью на ее стороне.

Дело даже не в высочайшей степени безжалостной к себе внутренней правдивости, не позволяющей солгать в мотивациях и за то дарующей немыслимую, какую-то пронзительную точность в бытовых деталях — узнаваемость, где узнавать не можешь по определению.

Дело именно в моделировании ситуации. В том, что книги, подобные этой, лучшие образцы жанровой прозы (шлака в постапе много, теперь не о нём), должным образом подготовили восприятие социума к возможности подобного, исподволь внушили властям предержащим, что обычная тактика замалчивания, информационной блокады и преуменьшения возможных последствий ведет к катастрофе.

Потому, когда это случилось, слава Богу, на сей раз нас провели по малому кругу, всё происходило совершенно иначе. Да, с перегибами в карантинных мерах и гипердиагнозом, за который мировые правительства не пнул только безногий, однако в некоторых случаях лучше перебдеть, а предупрежден — значит вооружен.

«Живые люди»

Роман пути «Вонгозера» остался позади, «Живые люди» — это совсем иной жанр. Северная Робинзонада, «Таинственный остров» Жюля Верна без его наивного оптимизма и отчасти вторая книга «Зулейхи...» без сказочных допущений города-сада на вечной мерзлоте.

Дилогия необычайно верно выстроена, как с точки зрения исторической логики, являя собой переход от кочевого образа жизни к оседлому, так и с эзотерических позиций: солнечное противостояние по типу «быть или не быть» с ежесекундной опасностью перестать существовать — сменяет лунное, растянутое во времени, выживание. Во всех смыслах более безопасное, но выдвигающее на передний план совсем иную проблематику: умение оптимально распорядиться скудными ресурсами, сосуществование в тесном пространстве, овладение ремеслами.

То есть это продолжение — да, но это совсем про другое. Яна Вагнер и здесь справляется великолепно, гендерно переводя повествование с Ян-пафоса когда в соответствии с традиционно мужскими паттернами ведут себя и героини-женщины, на ощутимо иньские вибрации, по-женски начинают вести себя мужчины. Нерешительность, выжидательная тактика и попытки приспособиться к обстоятельствам вместо бури и натиска. Манипулирование и торг взамен открытому противостоянию.

Заметно большую роль в происходящем начинают играть женщины. Они, а не мужья, объединяются в кланы и создают коалиции по типу «против кого дружим», сначала превращая жизнь героини, которая и без того не сахар, в филиал ада, а потом, приняв ее, сделав своей частью, даруя ощущение неземного блаженства: «Девочки мои! Мои девочки!» Неважно при этом, что женские альянсы у Вагнер распадаются так же спонтанно и легко, как создаются. В этом тоже немалая внутренняя правда — Луна переменчива и светит неровно.

Боже, как интересно, несмотря даже на то, что напряженность, яркость, резкость «Вонгозера» истаивает в «Живых людях», уровень внутренней правдивости остается на той же, если не превосходящей отметке.

«Кто не спрятался»

Они приезжают в зимний отель в маленькой восточноевропейской стране, чтобы... Чтобы что? Вволю накататься на лыжах? Отдохнуть несколько дней от забот и треволнений московской жизни? Вкусить прелестей дольче вита, когда ради приятельского междусобойчика девяти человек откупается целый отель, в потенциале способный вместить две сотни гостей? Обсудить и скоординировать дальнейшие творческие планы (среди присутствующих знаменитая актриса, режиссер, писательница, юрист, журналист)? В очередной раз подтвердить незыблемость дружбы длиной в двадцать лет?

Вряд ли. Участникам поездки чуть за сорок — не двадцать, когда шумная компания предел мечтаний. Планы, если таковые возникнут, можно обсудить и дома. Красивой жизни все они уже попробовали, да она ведь в достаточной мере завязана на социализацию: других посмотреть и себя показать, а на кого смотреть и кому чего показывать, когда вокруг те, кого полжизни знаешь. И здесь не модный курорт. Вот разве что лыжи. На которые за четыре дня, проведенных в отеле, ни один из них так и не встанет. Хотя лыжная палка сыграет значительную роль в событиях.

В первый же вечер все напьются до бесчувствия, и кто-то из них погибнет. А наутро выяснится, что буря с ледяным дождем обесточила отель, отрезав девять человек, оставшихся в живых, от мира. Связи тоже нет. Приходится ждать, предаваясь единственному доступному персонажам герметичного детектива занятию, — попыткам выяснить, кто убил. Попутно узнавая о себе и окружающих много такого, чего никогда предпочли бы не знать, но одновременно изживая и прорабатывая застарелые травмы этим невольным родом расстановок по Хеллингеру.

Браво, Яна! Поздравляем с Днем рождения и ждем вашего «Тоннеля»!

Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

107 понравилось 16 добавить в избранное

Комментарии 15

Показать текст комментария

Вам платят что ли, за рекламу никому неизвестных писательниц?
Судя по аннотациям фемская бредятина - мужественные женщины, женственные мужчины, тащит все это западное вырожденческое дерьмо к нам.
В топку.

Свернуть

Sergej328, не читал, но осуждаю? Сергей, ну  вы ведь умный человек. Это несерьёзно. И кстати, саечку за "фемскую". А ещё любитель русской словесности!

Две первых книги не читала, а вот "Кто не спрятался" — да. Там как раз нет ничего западно-вырожденческого, равно как и "фемского". Вообще не про это.


InfinitePoint, Когда видишь говно, то не обязательно подходить и жевать его

Shishkodryomov, иногда лучше промолчать — за умного сойдешь.

Shishkodryomov, на убогих даже обижаться лень, случай запущенный. Жизнь не удалась. Достаточно было прочитать вот это, чтобы понять, что вы из себя представляете.


InfinitePoint, Хм, ... и не лень же было искать в стремлении к абчественнай поддержке.
Кстати , что это эссе должно демонстрировать - не очень то и понятно .
Трезвые мысли , ранее встечавшиеся у разных писателей.

oandrey, и не лень же было отвечать. Или это группа поддержки подтянулась?


InfinitePoint, А всё таки; что это эссе должно продемонстрировать?

Sergej328, Насчёт никому неизвестных ошибочка вышла))). Был очень приличный сериал ещё до пандемии по её книге: https://www.kinopoisk.ru/series/1108682/.

Sergej328, в чём вырожденчество? В том, что женщина в экстремальной ситуации способна что-то делать? В том, что после побега мужика, который испугался в очередной раз ответственности, женщины с маленькими детьми умудрились выжить?..
Большинство читателей - женщины, почему бы не писать книги про персонажей, которые будут одного с ними пола? Или женщинам нельзя писать книги? Или женщинам нельзя читать книги? Или нельзя писать книги о женщинах? Или нельзя признаваться, что женщине понравилась книга о женщине?

Читала у неё Вонгозеро и Кто не спрятался.  Нудятина и совершенно неинтересно, еле дочитала. Но кому как конечно, кто-то хвалит.
Читал только Вонгозеро. Помню что главная героиня меня дико раздражала.

Начала знакомство с Вонгозеро. Пережив ковидные времена, понимаешь, что очень даже реалистично. Это прямо один из готовых сценариев поведения людей в условиях карантина. Самое страшное, что и психология отношений в экстремальных условиях, прописана очень достоверно. Да, меня тоже раздражали некоторые герои, но тут не обязательно полюбить кого-то и за него переживать. В книге вытащена вся подноготная человеческой души и она не всегда благородна и социально-нравственна. Много негативных мыслей и черт характера вытащены на свет. Это конечно отталкивает. Но это все заложено в людях и действительно вылезает наружу в самых экстремальных ситуациях.
После этой книги уже другие произведения автора читались более осмысленно. По крайней мере, есть представление на чем автор делает определенные акценты. Наверно, если не Вангозеро, то они бы мне не зашли. А так, прочитала с удовольствием.
Жду новых книг автора.

"Кто не спрятался" прочитала на одном дыхании. Прекрасная проза в форме герметичного детектива. Большое спасибо!

Читайте также